Реконструкция «Черного озера» стала частью программы «Год парков и скверов», которую президент РТ Рустам Минниханов запустил в 2015 году. Курировать проект пригласили Наталию Фишман, которая работала в команде Сергея Капкова в правительстве Москвы. Весной прошлого года она стала помощником президента по развитию общественных пространств. В 2014 году Фишман уже приезжала в Казань – на презентацию бренда «Наследие Татарстана» от агентства Тины Канделаки «Апостол». Логотип, воплощенный в красном лучнике на коне, многие эксперты сочли неудачным. Разработанный бренд используется на практике очень мало. Так, одно время у чиновников появились брендированные орнаментом чехлы для телефонов. Во время презентации «Наследия Татарстана» Фишман представилась журналистам как руководитель проекта.
План реконструкции парка «Черное озеро» презентовали в июне 2015 года. С журналистами на пресс-конференции тогда, помимо недавно приступившей к работе Фишман, общался премьер-министр Татарстана Ильдар Халиков. В отличие от большинства своих подчиненных – министров, он является одним из самых закрытых для СМИ чиновников.
Халиков и Фишман рассказали журналистам, что в парке, кроме разветвленной сети прогулочных аллей, появятся: беговая дорожка со спецпокрытием, зоны для занятий на уличных тренажерах и йоги, детская площадка со скалодромом. В центре парка хотели построить два стильных павильона и вместительную зону общественного питания. На улице Чернышевского планировали возвести большую входную группу. Обещали благоустроить арку влюбленных, открыть прокат спортивного инвентаря. На озере должен был появиться фонтан со скульптурной композицией. Для доступа к воде в проекте предусмотрели спуски.
Отметим, что год назад участники презентации проекта не озвучили для СМИ ни сумму инвестиций, ни название компании-инвестора. Для программы «Год парков и скверов» это не характерно. Другие казанские парки поделили между собой предприятия. Парк ДК Химиков «Сосновая роща» достался группе компаний «ТАИФ», к восстановлению «Крыльев советов» в Авиастроительном районе подключился Казанский вертолетный завод. Сумму инвестиций, по традиции, говорили неохотно, но примерные цифры называли всегда. В случае с «Черным озером» Халиков ограничился заявлением, что парк потребует максимального объема инвестиций из всего объема «зеленых работ» в городе — «значительно больше, чем сто миллионов».
Спустя месяц, 23 июля 2015 года, стало известно о создании новой компании – АО «Черное озеро», которая должна работать «в целях реконструкции, озеленения и благоустройства парка «Черное озеро», улучшения культурного и исторического облика Казани». 26% уставного капитала АО будет принадлежать городскому комитету земельных и имущественных отношений. Акционерное общество было создано по инвестиционному предложению ООО «Парадигма».
По информации «Бизнес online», гендиректор АО «Черное Озеро» Марат Хабибуллин связан с Альбертом Юлдашевым, который является учредителем ООО «Парадигма». Гендиректором там выступает Руслан Садыков, он имеет отношение к ресторану «Хумо», комплексу из ресторана «Пир» и бани «Пар» на берегу Кабана. Юлдашеву принадлежит половина ресторана «Пашмир». По мнению эксперта «Бизнес online», оба проекта принадлежат группе «Сувар».
Работы еще год назад разделили на этапы. Первый обещали завершить к 30 августа 2015 года, второй – к ноябрю прошлого года. Этого не произошло. Получилось, что сдача объекта сдвинулась ровно на год. Теперь первый этап реконструкции «Черного озера» обещают сдать к 30 августа 2016-го, все остальные работы – к началу 2017-го. Несколько недель назад проект реконструкции презентовали повторно. Туда позвали узкий круг СМИ. Организаторы сообщили, что причиной переноса сроков стало отсутствие финансирования.
В 2016 году официальный портал мэрии города опубликовал обновленный план реконструкции парка. Не очень понятно, чем проект образца 2016 года, отличается от прошлогоднего. Теперь планируют отремонтировать лестницы, построить сцены и новые дорожки, заменить освещение и, частично, брусчатку. Парк должны подключить к ливневкам и проложить инженерные сети. В его центре начали строить крытую площадку. Там расположатся кафе и павильоны по продаже сувениров. Сразу после первого этапа начнется второй. Появится многофункциональный павильон, установят центральную фигуру в фонтане, кованные скамейки.
В этом году официальные лица перестали скрывать название компании инвестора и сумму затрат. ООО «Парадигма» вкладывает в работы 100 миллионов рублей, еще 50 выделил бюджет города. Фишман заявила, что всего в реконструкцию парка за два года вложат 230 миллионов рублей. Видимо, она имела в виду, что 80 миллионов уже были вложены, либо источник этой части финансирования неизвестен.
Inkazan направил запрос в пресс-службу проекта «Парки Татарстана» о сроках завершения работ, причинах переноса реконструкции на год. Ответ на момент написания материала не поступил.
В 2016 году работа Фишман, нарекания к которой неоднократно высказывали муниципальные чиновники, активисты и жители республики, подверглась критике со стороны президента РТ. Поводом послужил тот факт, что в Казани так и не начались работы по благоустройству набережной озера Кабан. Ее анонсировали год назад. Конкурс на разработку концепции, который организовала команда Фишман, выиграл российско-китайский концерн Turenscape. Президент одобрил их идеи. Однако 18 июля Минниханов заявил, что лето прошло, но нет даже рабочей документации. Он тогда сделал замечание главе исполкома Казани Денису Калинкину. Президента возмутил тот факт, что выделенные городу деньги «лежат без дела».
«Наталия, вы тоже давайте немножко шевелитесь, принимайте решение. Ну так же не бывает, 200 миллионов рублей!» — сказал президент своей помощнице.
Через два дня, Калинкин отчитался перед журналистами, что благоустройство набережной начнется в 2016 году. По его словам, затянулись переговоры с китайцами о стоимости проекта. Собеседник в администрации Казани сказал Inkazan, что переговоры с китайцами вела команда Фишман. В конце июля берега озера посетил мэр Казани, который поручил «не затягивать» с началом работ. Побывавший на месте корреспондент Inkazan вчера убедился, что пока на месте работ только установили забор.