Удивительное дело — Казанскому фестивалю мусульманского кино уже двенадцать лет, но у кого-то до сих пор возникает вопрос: «Почему мусульманского?». Да вы шутите! Во-первых, кто, если не мы. Во-вторых: Тверь, Череповец, Светлогорск, Калуга, Благовещенск, Волгоград, Чита — ежегодно в России проводится более ста восьмидесяти кинофестивалей разного уровня. И если есть любая возможность выделиться из этого длинного списка, найти свое лицо, объединить единомышленников, стать узнаваемым брендом — конечно, нужно ее использовать.
«Уровень», «бренд», «узнаваемость» — да, это всё про деньги. А без них сегодня в кино никуда. Первое, что спрашивают на мастер-классе образовательного форума «Время кино» московского режиссера Юрия Быкова казанские студенты: «Где взять деньги на фильм?» (ответ длинный и познавательный, если коротко — «не знаю»). Молодой режиссер из Киргизии Дастан Жапар рассказывает захватывающую историю финансирования своей полнометражной ленты «Завещание отца» (после череды чудесных совпадений и вопреки козням киргизских злопыхателей, картина берет главный приз фестиваля дебютных фильмов в Монреале). Председатель жюри казанского фестиваля Александр Прошкин комментирует феномен якутского кино, удивляясь его окупаемости в местном прокате (такое ощущение, что кинематограф в Якутии — это национальное заболевание, там режиссеров больше, чем оленеводов). Деньги для съемок короткометражки «Как вызвать дьявола в домашних условиях» казанского режиссера Тимура Садыкова собирали всем миром на Фейсбуке (бюджет картины составил целых две с половиной тысячи долларов).
Кажется, там, в скобках, существует параллельная жизнь, в которой все мило, уютненько, есть деньги и счастливый конец. Но мы здесь, за скобками, без кавычек и смайликов. Патриархи вспоминают СССР, госзаказ на 125 фильмов в год и духовность. Молодежь ездит в Голливуд учиться логистике съемочного процесса и отважно снимает эпизоды с актерами разных национальностей в Москве 4 ноября, в День народного единства, на фоне гопников и скинхедов. Средний возраст на распутье: пойти по дороге безнадежности, мизантропии и разочарования или продолжать надеяться. И все эти люди на одну неделю собрались у нас в Казани. Потому что здесь не просто фестиваль — здесь особая энергетика!
Традиционно в конкурсной программе Казанского фестиваля мусульманского кино представлен короткий и полный метр игровых, документальных и анимационных лент. В этом году впервые появилась номинация «Россия молодая», не ограниченная темами и жанрами. По словам организаторов, здесь представлена репрезентативная выборка разных киношкол. В номинации конкурируют дебютные работы начинающих режиссеров, в том числе и три татарстанские ленты. Исключительно на местном материале построена внеконкурсная программа «Наши. Сделано в Татарстане», в которой можно было увидеть как ленты профессионалов, так и курсовые студенческие работы. Целая палитра фильмов тех, кто потенциально будет определять тональность местного кинематографа в ближайшие десятилетия.
Вместо эпилога, морали и оценочного суждения можно привести следующую цитату. Когда на пресс-конференции открытия Сергея Лаврентьева, председателя отборочной комиссии фестиваля, попросили оценить уровень татарстанского кино, то он — известный кинокритик, человек в высшей степени интеллигентный — ответил: «Всегда, когда приезжаю в Казань, вопрос один. Почему в Татарстане, такой замечательной, процветающей, энергичной республике, почему у вас нет (далее неразборчиво)? Есть отдельные неплохие картины, есть познавательные документальные фильмы. Вот беседовали с вашим министром культуры и говорили, что надо открывать киностудию. Когда появится киноиндустрия, в ней может зародиться настоящая жизнь».
В общем, давайте ждать киностудию.