В конце 2015 года в один из домов Ново-Савиновского района пришел представитель из УК «Уютный дом» с предложением установить видеокамеры. По словам активистки дома, которая представилась Валентиной (фамилию женщина попросила не называть в статье), он рассказывал о преимуществах размещения видеооборудования, но относительно его цены умолчал. Представитель «Уютного дома» постоянно твердил название только одного подрядчика — компании ITPlus. Других поставщиков он не рассматривал.
«Опросив всех, он понял, что на его стороне менее 10% жильцов. В основном, идея понравилась жителям первых этажей. Четко подписались только они, а остальные — нет», — рассказала жительница дома.
По словам Валентины, УК «Уютный дом» распечатал бюллетени и устроил заочное голосование за установку в доме видеонаблюдения. «Нам всем заказными письмами на почту были разосланы бюллетени. Мы должны были их заполнить на двух листах. У нас народ безответственный — нет, чтобы написать «нет», снять копию и проконтролировать, взяли и просто выбросили их. Может быть, кто-то и отнес, не знаю, но большинство их выбросило», — сказала женщина.
Несмотря на то, что не все жильцы заполнили бюллетени, камеры в доме все равно появились. Их установили в канун нового года. «Никто даже не заметил, честно говоря. Я заметила только тогда, когда мне соседи сказали. Многие вообще не заметили, все шито-крыто было», — сказала Валентина.
Жильцы установке камер не обрадовались. Уже в январе их заставили платить за нежеланную услугу: в счет-фактурах появился пункт №22 «Видеокамеры и техническое оснащение». Стоимость услуги составила 45 рублей.
Подрядчик, которого так рекомендовал жильцам представитель УК «Уютный дом» — компания ITPlus. Фирма занимается оказанием разнообразных ИТ-услуг — от разработки сайтов до интернет-рекламы. В ее профиль входит также установка систем онлайн-видеонаблюдения.
По данным сайта, с помощью собственного ПО «Видеосторож» каждый житель дома может следить за перемещениями людей и объектов во дворе и подъезде. «Мы устанавливаем видеонаблюдение только в те дома, где собственники хотят этого», — гласит сайт ITPlus.
Для подтверждения желания собственников многоквартирного дома, компании требуется провести общее собрание. В их доме, утверждает Валентина, общего собрания не проводили.
Собеседница Inkazan не смогла рассказать, во сколько их дому обошлась установка оборудования и на основании чего жители одного дома платят по 45 рублей в месяц, а другого — по 250.
В офисе продаж компании ITPlus рассказали, что стоимость установки четырех IP-камер (две уличные цветные и две купольные антивандальные с ИК-подсветкой) для двухподъездного дома в 120 квартир — порядка 200 тысяч рублей. Эта сумма делится на всех жильцов. Получается рассрочка — первые шесть месяцев каждый жилец дома ( в зависимости от числа квартир) платит взнос от 130 до 200 рублей. В сумму уже включена плата за обслуживание — 45 рублей. После полугода после установки камер, жилец платит только 45 рублей. В услугу «обслуживание камер» входят осмотр и замена оборудования.
Камеры, которые установили в доме Валентины, не пленочного типа — это цифровое оборудование с возможностью онлайн-просмотра. Никаких охранных услуг при этом не предусматривается. Камеры устанавливаются только на первом этаже одно- или двухподъездного дома. ITPlus подключает жильцов к своему «ноу-хау» — к собственному ПО, с помощью которого жильцы могут следить за передвижениями соседей. У программного обеспечения «Видеосторож», в отличие от сколковского аналога Ivideon, нет абонентской платы. Если к Ivideon можно подключить любую IP-камеру, то к «Видеосторожу» мастера компании подключают только оборудование двух типов.
Стоимость купольной антивандальной IP-камеры в интернет-магазине — от 4 до 120 тысяч рублей, цена одной цветной уличной камеры — от 6 до 40 тысяч. Подобные камеры не сложно установить самостоятельно.
По словам Валентины, автомобилисты из ее дома остались недовольны качеством картинки. «Люди, которые хотели, чтобы камеры следили за их автомобилями, поняли, что ночного видения у камер нет, и ночью ничего не видно. Камера в своем спектре «видит» четыре ступеньки в подъезд и четыре ступеньки на первый этаж. Даже лифт и ящики не входят в спектр камеры. Непонятно, кто вошел в подъезд — просто какой-то темный силуэт. Причем, на улице камера показывает человека в черной куртке, он заходит в подъезд — и его куртка становится белой», — сказала она.
Жильцы решили провести еще одно голосование «за» или «против» камер. 89% собственников из 148 квартир проголосовали против. Активисты решили донести свои требования до генерального директора УК «Уютный дом» Марата Нуриева. Люди принесли ему опросный лист и объяснили ситуацию.
«Вместо этого Нуриев сказал, что он тут ни причем, ему, как он объяснил, дали протокол собрания, где мы все высказались «за», и он заключил на этом основании договор с ITPlus», — сказала Валентина и добавила, что в ходе беседы Нуриев продолжал рассказывать о том, какой замечательный подрядчик ITPlus. На требование активистов показать протокол собрания и бюллетени Нуриев отказался.
Чтобы поставить точку в конфликтной ситуации, 125 жильцов дома написали индивидуальные отказы платить за навязанную услугу и протест о несогласованной установке видеокамер. Активисты сдали все заявления под роспись Нуриеву.
«Потом мы обратились к юристу, который составлял эти бумаги, мол, вот наших 125 заявлений и 166 проголосовавших. Юрист не смог ответить на наш вопрос, отмолчался», — сказала Валентина.
Согласно данным Spark Interfax, в разное время в Казани были зарегистрированы три компании со схожими названиями: ООО «АЙТИ+» (Четаева, д. 50), ООО «АЙТИПЛЮС» и ООО АЙТИПЛЮС (Адоратского, д. 39Б). Директором и совладельцем в первых двух был некий Сергей Мусихин.
ООО «АЙТИ+» имеет двух совладельцев. Первый — Сергей Мусихин (50%), второй — Ринат Галимянов. В 2009 году совладельцем 20% ООО «АЙТИ+» был Нуриев.
ООО «АЙТИПЛЮС», номер которого указан в протоколах собрания собственников, имеет к Нуриеву косвенное отношение. Его директор — знакомый руководителю «Уютного дома» Мусихин, 20% от «АЙТИПЛЮС» владеет Гульнара Бикчантаева, собственница ЖЭУ «Савиново 54». Это ЖЭУ указано на сайте «Уютного дома» в качестве подрядной организации.
Еще одна компания ООО «АЙТИПЛЮС» прекратила деятельность при присоединении в мае нынешнего года. В качестве ее управляющей компании значилось ООО «Колибри». По половинам от нее имели «Рудивас Лимитед» (Сейшельские острова) и «Проэктив МУП ЛТ» (Шотландия). В 2009 году совладельцем ООО «АЙТИПЛЮС» был Нуриев (20%).
Заинтересованность УК «Уютный дом» в установке видеонаблюдения сложно не заметить.
«У нашей организации есть непосредственный интерес по установке видеокамер во дворах и домах, – рассказал генеральный директор компании «Уютный дом» Марат Нуриев изданию rt-online.ru. – Мы проводим дорогостоящие ремонты многоквартирных домов, ведем большие работы во дворах, устанавливаем детские площадки, и это оборудование стоит миллионы рублей. Конечно, очень хочется, чтобы оно прослужило как можно дольше, поэтому видеонаблюдение – это серьезный помощник в сохранности имущества, а также безопасности жителей. В перспективе, на мой взгляд, количество камер в домах будет увеличиваться» .
В интервью изданию «Бизнес online» Нуриев рассказывал о собственниках жилья, которые не желают видеть камеры на фасадах домов. «Но иногда после проведения голосования, я не понимаю, по какой причине, но находятся несколько человек, которые собирают подписи под разными предлогами и используют их против установки видеонаблюдения. Я считаю, что быть или не быть в вашем доме системе видеонаблюдения зависит от активности собственников, нужно не поддаваться провокациям и иметь свою точку зрения», — сказал Нуриев. Он также намекнул на то, что «Уютный дом» сотрудничает только с ITPlus — цифра 45 рублей за обслуживание камер компанией совпадает с тем, что жильцы видят в счет-фактурах.
«Да, эта работа не бесплатная, оборудование устанавливает за свой счет специализированная организация, и дальнейшее ежемесячное обслуживание и ремонт обходится в 45 рублей с квартиры. Большинство жителей считает, что жизнь и имущество стоят намного дороже»,— подчеркнул Нуриев.
Жильцы, по словам Валентины, до самого последнего момента пытались обойтись без подачи заявления в суд. Тем временем, они перестали платить за услугу и начали вычеркивать эту графу в своих счет-фактурах.
«В счет-фактурах цифра четко у всех прописана, как будто бы мы ее заплатили. И в это время Нуриев ее раскидывал по другим графам. Мы обратились к бухгалтеру, она сказала: «Обращайтесь к начальнику, я здесь не причем». Эта сумма сейчас появляется по долгам по ЖКУ», — сказала Валентина.
На первое заседание суда, прошедшее летом, пришли 20 активистов. «Сначала нас даже не хотели впускать в аудиторию, основываясь на том, что «у нас всего два истца и ответчик». Я говорю: «А у нас не закрытые суды, имеем право. Мы все — заинтересованные лица». После протеста — согласились», — отметила Валентина.
На место ответчика села беременная женщина. Сам Нуриев на суд не пришел. «В суде девушку спрашивают: «Вы кто?». «Я представитель Уютного дома», — отвечает она. «У вас есть доверенность?» «Нет». Как это можно понять?», — рассказала Валентина.
Истцы расценили появление женщины, как попытку сорвать заседание. По словам Валентины, судья не обратила внимание на то, что у представительницы ответчика нет доверенности.
«После совещания судья объявила, что суд переносится в мировой. Я объясняю: «Я была в мировом суде. Прежде, чем пойти в суд, мы разбирались, какой же суд должен нас судить по этому вопросу. В мировом суде меня направили к вам». Суд кончился», – рассказала Валентина.
Еще одно заседание суда прошло 23 августа. По жалобам жителей на УК «Уютный дом» подал в суд уже Роспотребнадзор РТ.
«Когда начали подавать документы, наш истец потребовал от юриста «Уютного дома» показать протоколы, бюллетени. Судья обращается к юристу, он отвечает: «Их нет». «А вы можете их представить хотя бы на следующее заседание?». «Попробуем», — сказал юрист», — рассказала Валентина.
По причине отсутствия документов у юриста суд перенесли на 15 сентября 2016 года.
История Валентины и ее соседей повторилась в 12 домах, обслуживаемых УК «Уютный дом». Часть из них находятся в стадии голосования. Всем домам предложили единственного подрядчика — компанию ITPlus.
«В апреле человек из дома 47 по ул. Амирхана также подал заявление в суд. На тот момент, когда мы подали иск, его уже четыре раза суд «отфутболивал» по разным причинам: то запятую не там поставили, то еще что-то», — рассказала Валентина.
Ситуацию Inkazan прокомментировал исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Дмитрий Романов: «Инициативные собственники могут, организовав собрание, обратиться группой в управляющую компанию, чтобы она им показала протоколы собрания, ведь там собирались подписи. В этой ситуации очное собрание не состоялось, оно проходило в форме заочного голосования. И поэтому там должны быть голоса в объеме 51% (за). Нужно понять, подделаны они или нет. Сейчас управляющая компания, судя по ситуации, отсрочивает и отказывается предоставлять протоколы. Если услуга дополнительная, она должна быть обговорена на общем собрании. В рамках Жилищного кодекса за услугу должны проголосовать более 51% собственников жилья. Сначала жильцам нужно установить факт понуждения на голосование за данную услугу, во-вторых, им нужно обратиться в жилищную инспекцию с целью проверки механизма решения. Жилищная инспекция должна организовать проверку, законна или незаконна установка камер. Протоколы собрания в любом случае должны находиться в жилищной инспекции. Один человек не решит данный вопрос — нужна инициативная группа. Собрание и голосование может инициировать любой собственник квартиры в доме. На собрании он обязан сказать, сколько стоит услуга».