Posted 2 октября 2016,, 09:18

Published 2 октября 2016,, 09:18

Modified 11 сентября 2022,, 17:57

Updated 11 сентября 2022,, 17:57

В Казани завершился Второй Международный фестиваль театров кукол «Шомбай-fest»

2 октября 2016, 09:18
Задача казанского фестиваля театров кукол, по словам его организаторов — показать зрителю современную театральную палитру и разнообразие драматургического материала. Поморские сказки для детей, белорусские сказки для взрослых, эпическая трагедия из Набережных Челнов и казанская комедия-водевиль — в течение пяти дней...

Спектакль «Самозванец» Фото: vb.by

Первая заповедь кукольных мастеров: не делай кукол из живых людей, а делай живых людей из кукол, а кукол — из глины, дерева, бумаги, проволоки… Из людей, занимающихся кукольным видом искусства, гвоздей, пожалуй, не вышло бы. Зато из них получаются прекрасные Дюймовочки, Нильсы, гуси и грузинские свахи весом под центнер.

Спектакль «Дюймовочка» Набережночелнинского государственного театра кукол уже неоднократно удостаивался всевозможных наград на региональных фестивалях России и зарубежных конкурсах. На «Шомбай-fest» жюри оценило актёров-кукловодов дипломом «Лучший актёрский ансамбль».

Римма Митрофанова, актриса Набережночелнинского театра кукол: «Когда мы читаем сказку — каждый в ней видит своё. Наша сказка — она больше про одиночество и про то, что дети цветы жизни. Мы живем для детей и ради детей».

Спектакль «Дюймовочка»

Так сложилось, что театр кукол уже довольно давно воспринимается как развлечение исключительно для детей. Между тем, современный театр кукол вышел за все возможные возрастные рамки и жанровые ограничения. Синтез музыки, голоса, кукольной грации и актерской пластики — здесь можно воплотить смелые режиссёрские замыслы, добавив еще одно измерение в любую мультимедийную постановку.

В репертуаре казанского театра кукол «Экият» когда-то были спектакли для взрослых зрителей: «И дольше века длится день», «Старый холостяк», «Ловите миг удачи». После восемнадцатилетнего перерыва театр решил вновь привлечь взрослую аудиторию. Чтобы сильно не рисковать, решили остановиться на беспроигрышном варианте — комедии. В 2015 году главный режиссер театра «Экият» Ильдус Зиннуров поставил спектакль «Ханума» по классическому водевилю Цагарели. В комедии-водевиле звучит узнаваемая музыка, которую композитор Гиа Канчели написал для известной всем из советского телевизора «Ханумы» Ленинградского БДТ в постановке Георгия Товстоногова.

Спектакль «Ханума»

В Белоруссии рисковать не боятся. Наследники «ленинградской школы» режиссуры театра кукол легко и непринужденно разыгрывают любой классический репертуар. В Брестском театре кукол для взрослой аудитории показывают «Короля Лира» по Шекспиру, «Луну Сальери» и «Самозванца» по Пушкину, «Фро» по Платонову и «Холстомера» по Толстому. История лошади в постановке Руслана Кудашова на первом «Шомбае» была удостоена диплома «Лучший спектакль». На этот раз брестчане привезли «Самозванца».

Режиссер спектакля Алексей Лелявский в шутку называет его «юродство без антракта», превратив трагедию Пушкина «Борис Годунов» в «комедию о настоящей беде Московскому государству…». Годунов в кумачовой накидке и шапке-ушанке («Ох, тяжела ты, шапка Мономаха!») производит впечатление не грозного убийцы, но растерянного, слабого человека:

Я думал свой народ
В довольствии, во славе успокоить,
Щедротами любовь его снискать —
Но отложил пустое попеченье:
Живая власть для черни ненавистна,
Они любить умеют только мертвых…

«Самозванец» — драматический спектакль театра кукол, в котором куклы исполняют роль «народа». Того, что величественнее любого царя и мельче любого самозванца. Огромные куклы в течение всего спектакля «наблюдают» действо, расположившись у задника. Маленькие гипсовые статуэтки стоят на авансцене, спиной к царям и их приспешникам. Актёры периодически обращаются с репликами в зал. После очередного вопроса вдруг зажигается свет в зале, прямо над зрителями. Актёры ждут ответа. Народ безмолвствует.

Спектакль «Самозванец» Фото: vb.by

Вообще, кажется, что Белоруссия — оазис театров кукол. Еще одни гости фестиваля «Шомбай» — витебский театр «Лялька» («Кукла»). Они привезли постановку оскароносного (зачеркнуто) венценосного (зачеркнуто) обладателя «Золотой маски» Олега Жюгжды — спектакль «Загубленная душа или Наказание грешника» по произведению классика польской и белоруссской литературы Яна Барщевского.

Олег Рихтер, актер театра «Лялька» (Витебск): Это, можно сказать, наш материал, местный. Ян Барщевский учился в Полоцком иезуитском коллегиуме — это от Витебска 100 км. Он написал книгу «Шляхтич Завалня или Беларусь в фантастических повествованиях». Один из рассказов этой книги в 1993 году оформился в спектакль. Постановка для нас оказалась знаковой, потому что на ней мы впервые взяли в руки марионетку».

Спектакль «Загубленная душа или Наказание грешника»

В репертуаре театра «Лялька», играющем спектакли исключительно на белорусском языке, для взрослых зрителей есть Чехов, Гоголь и Боккаччо. Постановки не «на потрэбу дня», а воспитательные, серьезные — это принципиальная позиция творческого коллектива. Звездная режиссура принесла ожидаемые результаты — спектакль витебского театра «Загубленная душа или Наказание грешника» стал победителем в номинации «Лучший спектакль» фестиваля «Шомбай-fest».

Казанская постановка «Ханума» удостоилась дипломов в номинациях «Лучшая актёрская работа», «Лучшая режиссёрская работа», а также спецприза «За хореографию». Увидеть и оценить «Хануму» можно 22 октября в Театре кукол «Экият».

"