Posted 27 октября 2016,, 13:32

Published 27 октября 2016,, 13:32

Modified 11 сентября 2022,, 08:46

Updated 11 сентября 2022,, 08:46

В Казани директора театров прокомментировали жалобы Константина Райкина на цензуру

27 октября 2016, 13:32
Руководители государственных и частных театров Казани прокомментировали Inkazan дискуссию, которая разгорелась после заявления худрука театра «Сатирикон» Константина Райкина о цензуре. Он заявил, что страна возвращается в этом вопросе к сталинским временам. В столице РТ деятели культуры отрицают, что такое давление ...

Дискуссия о цензуре разгорелась после выступления худрука театра «Сатирикон» Константина Райкина на форуме Союза театральных деятелей России. По его мнению, российскому обществу угрожает возвращение к порядкам сталинских времен и цензуре. «Наезды на искусство — грубые, наглые, прикрывающиеся высокими словами о патриотизме. Группки оскорбленных людей закрывают спектакли, выставки, нагло себя ведут, а власть от этого дистанцируется. Проклятье и позор нашей культуры — цензура — был прекращен с наступлением нового времени. И что сейчас? Хотят вернуть нас не просто во времена застоя — в сталинские времена. Наши начальники разговаривают такими сталинскими тестами», — возмутился Райкин 24 октября.

Константин Райкин. фото: img-fotki.yandex.ru

Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков в ответ несколько дней назад заявил, что цензура недопустима. Однако государство вправе оказывать влияние в случаях, когда является заказчиком проекта. «Это не цензура, не нужно путать это с заказом государства», — подчеркнул пресс-секретарь российского лидера. Сегодня Песков, общаясь с журналистами, сказал, что хотел бы, чтоб Райкин назвал хотя бы один случай цензуры в театре «Сатирикон».

Художественный руководитель-директор театра им.Качалова, народный артист России и Татарстана Александр Славутский заявил Inkazan, что с цензурой ему сталкиваться не приходилось.

Александр Славутский. фото: yarreg.ru

«Я лично, мой театр никакой цензуры, никакого давления не ощущаем. Нам говорят – у вас особый регион. Регион, действительно, особый, двуязычный, и театры у нас и русские, и татарские, и может быть наша власть больше думает о том, чтобы точнее себя вести, точнее строить политику в адрес культуры и искусства. Вообще, власть такая, какая уже есть: где-то хуже, где-то лучше, где-то мудрее, опытнее. Обсуждать ее не вижу смысла. Государство вкладывает в нас деньги, наверное, вправе иногда желать не допускать каких-то вещей, которые могут привести к конфронтации межнациональной, межрелигиозной. Сегодня в нашем мире это очень просто, очень легко. У художника должна, обязана быть внутренняя цензура. Беда в том, что у одного она есть, а у другого нет. С другой стороны, да, государство выделяет деньги на финансирование искусства, но ведь чиновник не из своего кармана деньги выделяет, это деньги налогоплательщиков. Наши общие деньги. Чиновник гражданин страны, и я гражданин страны, и кто же в приоритете должен находиться? Мне доверили это место, меня учили этой профессии, а приходит чиновник, который, скажем, математик, и сейчас занимается культурой, искусством, и кто из нас будет определять, как правильно поступать? Поэтому крайне важно, чтобы был диалог. Диалог между властью и художником. Мы должны уметь слышать друг друга», — сказал Славутский.

Фанис Мусагитов. фото: karimkonkurs.myjino.ru

Директор татарского театра Карима Тинчурина Фанис Мусагитов заявил Inkazan, что власть не навязывает, а «предлагает» им различные проекты. Одним из таких, по его словам, была опера Эльмира Низамова на либретто Рената Хариса «Кара пулат» («Черная палата») по легендам о древнем Болгаре.

Напомним, что заказ поступил от Минтимера Шаймиева, который выделил девять миллионов рублей. Спектакль показали в Москве. Как писали СМИ в 2015 году, зрители встретили его благосклонно. По словам Мусагитова, к числу «заказных» проектов можно отнести торжественные вечера и юбилеи в честь различных деятелей. Он пояснил, что на такие мероприятия театр денег из своего бюджета не тратит.

«В какой-то мере я согласен с Райкиным, но все-таки нельзя же полностью дать волю и прыгать голышом на сцене. Есть такие вещи, которые морально нельзя показывать в театре», — сказал Мусагитов.

Директор Театра на Булаке Виктор Степанцов поддержал своих коллег из государственных театров, заявив, что с цензурой ему сталкиваться не приходилось и руководствуется он лишь внутренними ограничениями. «Я запрещаю артистам выражаться матом на сцене и ставить спектакли, которые могут оскорбить зрителя», — привел пример Степанцов.

Виктор Степанцов. фото: expert.ru

По его мнению, за рубежом из-за полного отсутствия ограничений образовался некий кризис жанра. Он привел пример, когда представители Германии приглашали артистов казанского театра, чтобы набраться идей. «Я осознал, что король-то голый. Они с себя сняли все, что можно, и сделали на сцене все, что можно сделать, а дальше-то что?», — сказал Степанцов.

По его словам, несмотря на нарекания в адрес властей, которые, якобы, навязывают театрам свою волю, авторы критики сами пользуются господдержкой. «Сначала Райкин говорил, что ему денег не хватает. Хотел бы я посмотреть на них, если хотя бы на год их лишили господдержки», — заметил Степанцов.

Директор театра на Булаке считает, что многие театры, которые получают бюджетные средства, зачастую на них ставят «лабораторные» спектакли, которые чиновники могут не понять. «Мое мнение: есть у театра основное направление, вот и ставь по нему спектакли. А если хочется поэкспериментировать, то, наверное, это нужно делать за свой счет, на те деньги, что ты заработал. Получилась постановка — хорошо, не получилась — так ты же свои деньги потратил», — сказал Степанцов.

"