Объем рекламы во всех сегментах СМИ в Татарстане по итогам 2016 года остался на позапрошлогоднем уровне, сообщил руководитель агентства по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа» Айрат Зарипов на итоговой коллегии ведомства 1 февраля. В 2015 году рынок рекламы в СМИ в республике просел на 21%, до 844 миллионов рублей.
По словам Зарипова, решение федеральных властей увеличить допустимый объем рекламной информации в печатных изданиях с 40 до 45% (Госдума приняла этот закон в ноябре 2016 года) местные участники рынка «восприняли без особого энтузиазма». Сегодня редкие региональные СМИ доводят долю рекламы до 40%, сказал он.
При этом по стране в целом рекламный рынок в прошлом году вырос на 13%. По данным Ассоциации коммуникационных агентств России (на сентябрь 2016-го), его суммарный объем за вычетом НДС составил порядка 240 миллиардов рублей. Объемы рекламы увеличились во всех сегментах распространения, кроме печатных изданий (реклама на бумаге сократилась на 15%: газеты — на 13%, журналы — на 9%).
Продажи печатной периодики по подписке, по словам Зарипова, тоже продолжают снижаться; кроме того, меньше становится самих участников рынка.
В первом квартале 2017-го в подписке выросла газета «Вечерняя Казань», еженедельники «Ватаным Татарстан» и «Шахри Казан» и ежедневный выпуск «Казанских ведомостей». На уровне прошлого года подписку удержали «Коммерсантъ» и еженедельный выпуск «Российской газеты». Упали тиражи у ежедневного выпуска «Ватаным Татарстан», «Республики Татарстан», ежедневного выпуска «Шахри Казан». Также снизились тиражи газет «Татарстан Яшьлэре» и «Звезда Поволжья».
Общий подписной тираж на первый квартал 2017 года в республике составил 1,23 миллиона экземпляров, сократившись на 6,9%. Подписка на издания государственной медиамонополии, АО «Татмедиа», за последние пять лет снизилась на 9%.
_____________________________________________________________________
Всего в Татарстане на начало 2017 года было зарегистрировано 1,3 тысячи СМИ. В 2016 году появилось 87 новых изданий, а 137 СМИ, среди которых в основном рекламно-развлекательные, ушли с рынка. Тем не менее, Зарипов отмечает, что недорогие рекламные и развлекательные издания остаются востребованными, тогда как спрос на элитный глянец снижается. Производство газет в республике за прошлый год упало на 15%. Зато в два раза увеличился выпуск журнально-буклетной продукции и на 3% — производство книг.
_____________________________________________________________________
Причиной падения тиражей глава «Татмедиа» назвал рост подписных тарифов, который связан с увеличением себестоимости производства, переходом аудитории в интернет и урезанием федеральных льгот на доставку периодики. По словам Зарипова, только в 2016 году газетная бумага подорожала на 14%, а офсетная на 11%.
На поддержку СМИ в Татарстане ежегодно выделяется более 1 миллиарда рублей, агентство «Татмедиа» выступает распорядителем этих денег. В 2017 году из бюджета ему предоставлено 1,7 миллиарда рублей. Одновременно чистый убыток акционерного общества «Татмедиа» (учредитель татарстанских госизданий), по последним данным на 2015 год, превышал 32 миллиона рублей.