Работа по сбору сезонных объектов в единую схему и сдача их в аренду с аукционов ведется с 2014 года. За три года их число увеличилось в 4,5 раза. В перечень участков входят места для торговли прохладительными напитками, размещения кафе. Схема сезонной торговли меняется каждый год исходя из спроса казанцев. «Недавно в схеме появились спортивно-развлекательные объекты, веревочный парк, летние кинотеатры, вендинги, места под прокаты гироскутеров и велосипедов. Таким образом, количество профилей увеличилось до 21», — сказал Кузнецов.
Торги на аренду участков объявят на следующей неделе. Торговые точки будут реализованы «в феврале-начале марта», отметил Кузнецов. «На 2017 год мы, совместно с комитетом земельных и имущественных отношений начали проводить аукционы заблаговременно, чтобы у предпринимателей была возможность составить бизнес-план, заказать необходимое оборудование в соответствии с типовыми проектами, решить все вопросы с электроснабжающими организациями», — сказал он.
У предпринимателей набирает популярность аренда мест под размещение летних веранд. «В прошлом году заключено 43 таких договора на сумму 1,5 миллиона рублей, тогда как только в 2015 году их было лишь 15, а сумма поступлений была в три раза меньше», — отметил Кузнецов.
Число арендных точек увеличится, в частности, за счет их размещения в парках и скверах Казани. «В прошлом году были реализованы лишь места под размещение точек по продаже мороженного, прохладительных напитков, а также под установку аттракционов», — сказал Кузнецов. Если торговля ведется в общественном пространстве незаконно, то правоохранители изымают оборудование и налагают штрафы на предпринимателей.
Исполком Казани совместно с помощником главы РТ Натальей Фишман разработал схему размещения торговых точек. Она включает в себя виды услуг и торговли, которые могут быть представлены в данном парке или в сквере с учетом их расположения, трафика, общего стиля, исторических особенностей и мнения бизнеса о востребованности того или иного профиля на данной площадке. В парках исполком предлагает разместить точки для установки аттракционов, проката спортивного инвентаря, торговых автоматов, проката воздушных шаров.
По словам Кузнецова, всего в 30 парках и скверах разместят 137 точек сезонной торговли. «Основными местами притяжения горожан, а следовательно, и предпринимателей, остаются Парк Победы (предусмотрено 16 объектов сезонной торговли), парк «Крылья Советов» (предусмотрено 10 объектов), парк Горького (предусмотрено 10 объектов), центр семьи «Казан», вокруг которого планируется разместить 8 объектов», — сказал он.
В Горькинско-Ометьевском лесу торговых точек исполкома Казани не будет, поскольку общественное пространство не было выставлено и включено в сезонную схему. «Мы это сделали намеренно. К нам обратился инвестор, мы обсуждали вопрос с командой Натальи Львовны, когда создается в тестовом режиме дирекция по управлению и содержанию этого парка, которая сама должна и будет определять формат организации торговли, формат аукционов, прямых договоров в рамках действующего законодательства. В первом тестовом режиме мы запускаем лес, где будет единый оператор отвечать и за содержание парка, за его развитие, за его контент, в том числе, и торговлю», — объяснил Кузнецов.
Торговые точки в парках разместятся, в основном, возле точек подключения к электричеству. Исполком Казани предлагает бизнесменам воспользоваться одной из трех схем подсоединения, в зависимости от принадлежности торгового объекта. Предприниматель может поключиться к сетям на балансе комитета внешнего благоустройства, к подстанциям «Сетевой компании» или к оборудованию другого собственника. Если предприниматель воспользуется генератором, то исполком Казани расторгнет с ним договор в одностороннем порядке.
Кузнецов обещал, что мэрия не будет требовать от предпринимателей особо вкладываться в стилистику сезонных объектов. По его словам, каждый из них обязан быть оформлен в рамках общей концепции парка.
«Мы представим предпринимателям свое видение того, как эти объекты могут выглядеть и параметры, на которые они должны ориентироваться. Поскольку срок сезонного объекта составляет до 5 месяцев, мы не можем требовать от предпринимателей больших вложений в долгосрочные конструкции, расходы на которые они не смогут окупить в этот период», — сказал он.
Одно из нововведений для предпринимателей — смена оператора торгов. До 6 февраля нынешнего года его функции выполнял комитет земельных и имущественных отношений. Впредь их на себя возьмет комитет потребительского рынка.
Кузнецов отметил, что на сегодняшний день основная проблема торгов — рейдерство.
«Это бич всех открытых аукционов, когда появляется клика псевдо-предпринимателей, пытается искусственно завысить стоимость торгов, при этом предпринимателям они выставляют условия. Это есть, было в прошлом году, мы с этим сталкивались», — сказал он. По словам Кузнецова, конкурсная документация стала для предпринимателей с 2017 года «жесточайшей».
«Есть также «черный список» из предпринимателей, которые заявлялись и не заключили договор. Такие тоже, к сожалению, в прошлом году были. Работа с электронной площадкой ведется, мы сделаем все возможное, чтобы добросовестные предприниматели могли участвовать в торгах и имели конкурентную возможность торговать с теми, кто в этом рынке присутствовать. А с теми, кто нарушает правила, мы будем работать совместно с правоохранительными органами, насколько это возможно», — сказал он.
По мнению Кузнецова, законного механизма привлечения к ответственности «рейдеров на торгах» нет. Он заявил, что «работает над этим большим и сложным вопросом с коллегами».