Posted 19 февраля 2017, 16:14
Published 19 февраля 2017, 16:14
Modified 11 сентября 2022, 08:33
Updated 11 сентября 2022, 08:33
В одной легенде Зилант был двуглавым, в другой – двенадцатиглавым, в третьей – целиком состоял из малых змей и держал свой хвост во рту.
Предание сообщает, что один батыр преследовал змея и победил его, но был рассечен им на шесть частей. Другой миф повествует о змее, преследовавшем батыра. Но обе легенды склоняются к одному: в честь рассеченного батыра овраг возле села Чурилино, что в Арском районе, зовется Алты-Кутар, что значит «шесть частей».
Слезы Ивана Грозного Осенью 1552 года состоялся последний казанский поход Ивана Васильевича IV, 15 октября он вошел в город. Летописи сообщают, что молодой царь шел среди тысяч убиенных и плакал. В этот день на берегу Казанки, на братской могиле воинов, павших при взятии города, названной Новым Русским кладбищем, он основал мужской поминальный монастырь, посвященный Успению Божией Матери и всем Святым, дав завещание «на веки веков петь панихиды по убиенным родителям нашим». |
В 1732-1740 гг. в монастыре находилась Казанская духовная семинария, а с 1740 года – Новокрещенская школа. Позже оба учебных заведения перешли в собственные здания. В 1829-1850 гг. настоятелем монастыря был архимандрит Гавриил (Василий Николаевич Воскресенский) (1795-1868) – ученый-философ, автор первой в России многотомной истории философии.
Колокола Зилантова монастыря Зилантов монастырь, как поминальный, то есть скромный и небольшой, стоит в этом смысле несколько особняком от остальных. За все время, с тех пор как он был построен в камне, в нем сменилось 4 колокольни, не считая предыдущих деревянных, но ни одна не была особенно высокой и не выделялась из окружающих строений. Колокольни около 50 м высотой еще с XVI века стояли в Свияжском Успенском и Казанском Богородицком монастырях; в новом, XIX веке, после долгого «провала» в высотном строительстве, буквально обрастают 60-70-метровыми колокольнями Раифа, Седмиозерка, Кизицы рядом с Зилантовым. Каждая из них видна была за несколько километров. Но Зилантова обитель и сама по себе стояла на высокой горе, была видна издалека, а места для гигантской звонницы здесь не оставалось. Поэтому до XIX века её колокола висели просто при церквах, как это было у древнейших на Руси храмов Новгорода и Пскова, то есть еще до начала «высотного» строительства XVI века. Возможно, и Зилантов монастырь строили псковско-новгородские мастера. |
Красные войска, вошедшие в город, расстреляли десять монахов Зилантова монастыря во главе с архимандритом по обвинению в обстреле красногвардейцев. Некоторое время монастырь был бездействующим, но вскоре был заселен монахинями. Женская монашеская община просуществовала до начала 20-х годов, а затем была ликвидирована. Кладбище монастыря, имевшее погребения именитых граждан, уничтожено в 30-е годы.
В 1998 году разрушенный почти до основания монастырь был передан Казанской епархии. Здесь разместилась женская монашеская община.
$(window).resize(function() { t341_checkSize('14727951'); });