Что вы знаете о Суконной слободе? Суконная слобода – излюбленное место проведения городских праздников,которое привлекает для прогулок как гостей города, так и самих казанцев. Однако еще сто лет назад «Суконка» была тем местом, в котором современный среднестатистический человек вряд ли захотел бы оказаться по своей воле. Пьянство, разбои, грабежи – все это было обыденностью для Суконной слободы. Однако именно эта безрадостная и угрюмая среда подарила России и всему миру великого оперного певца Федора Шаляпина. В очерках и воспоминаниях Федора Ивановича можно отыскать немало подробностей о жизни «Суконки» и ее традициях. Особое место среди них занимает неутолимая тяга житлей слободы к алкоголю и пьяному непотребству, о чем во всей красе рассказывает и сам Шаляпин. |
«Все прожекты зело исправны быть должны, дабы казну зряшно не разорять и отечеству ущерба не чинить» Во второй половине XVI века в Казани возникла большая потребность в кирпиче. В Районе нынешней улицы Петербургской возникли кирпичные зоводы,а позднее образовалась Кирпичная слобода. В XVIIIвеке Политика Петра I, направленная на развитие экономики, военнного дела и судостроения в частности напрямую затронула и Казань. Наряду с появлением «цифирных» и «навигацких» школ, адмиралтейства и прочих нововведений усиленными темпами здесь стало развиваться промышленное производство. Согласно указу царя, в 1714 году в Казани была построена суконная мануфактура. Рабочие стали селиться около фабрики. Таким образом, после возниконовения Кирпичной появилась и Суконная слобода, в народе называемая «Суконка». Ориентиром места постройки сейчас может служить Дом офицеров или театр кукол «Экият» – именно недалеко отсюда возникло первое здание суконного производства. |
«Суконка в Казани была заселена ремесленниками, мастеровыми, извозчиками, прачками и ворами. Кража была в рабочих слободках обычным делом. Крали самовары, непросохшее бельё, снимали с окон стёкла, «рыбаки» выуживали из форточек удочками всё, вплоть до сумочек, баранок, колбас и сапог. Ребятишки на спор угоняли лошадей у самих конокрадов, а у городового – «селёдку» (форменную шашку). Здесь, в многочисленных ночлежных домах (государств в государстве), бесследно исчезали не только краденые вещи, но и сами ограбленные. Как-то из-за ветхости стали ломать один из флигелей вблизи Шамовской клиники и нашли в подвале… девять скелетов!»
Именно на месте дома офицеров находился знаменитый Горловский кабак – об этом в одной из публикаций рассказывает прозаик Адель Хаиров, коренной житель «Суконки». О Кабаке рассказывает и Александр Сергеевич Пушкин, посещавший его для общения с очевидцами Пугачевского бунта. В этом, да и во многих других кабаках работники мануфактур упивались в день выдачи зарплаты – 20-го числа. |
«Одевался он в какой-то широкий черный халат без рукавов, крылатку, на голове носил разбойничью шляпу и был немногоречив. Но несмотря на все свое благородство, пил он так же отчаянно, как и все жители Суконной слободы, и так как он служил писцом в окружном суде, то и для него 20-е число было роковым. В Суконной слободе, больше чем в других частях города, после 20-го люди становились жалки, несчастны и безумны, производя отчаянный кавардак с участием всех стихий, и всего запаса матерщины. Жалко мне было регента, и когда я видел его дико пьяным — душа моя болела за него».