Евгения Храмова. О выпускном конфликте

2 марта 2017, 14:44
Частное мнение высказывает конфликтолог Евгения Храмова.

фото со страницы автора в Facebook

Ну вот и наступает! Долгожданный выпускной! Бальные платья, костюмы с иголочки, туфли не туфли, галстук не галстук! Мама с ног сбивается, папа кипятиться в разъездных пробках по городу. А ребенок что? Ребенок в предвкушении, в волнении, в сомнениях выбора: идет или не идет этот цвет, надеть или не надеть? И все это через споры, разговоры, иногда и слезы. Вне зависимости от возраста выпускника. Да-да! И шестилетний, и семнадцатилетний ребенок и даже двадцатилетний в ситуации ожидания события, в сущности, остается тем самым маленьким ребенком. Ах, да! И вне зависимости от пола.

А вы заметили, дорогие взрослые и не менее дорогие родители, как их поприбавилось этих выпускных в жизни наших детей и нас соответственно? Из детского сада выпускной, из подготовишки выпускной, из кружка по танцам выпускной, из начальной школы выпускной, из неполной средней выпускной, из художественной, из музыкальной, после одиннадцатого класса, из бакалавриата, а теперь еще и из магистратуры! И все это выпускные, выпускные, выпускные… То ли дело раньше – один из школы, выпускной альбом и гуляние по городу с одноклассниками (теперь уже бывшими) до рассвета!

Но нынче – дело совсем другое. Нам и альбом не альбом, и ресторан не ресторан, и теплоход не теплоход, и лимузин зачем-то к школе покататься. Да и в гардеробе на выпускной ощутимое пополнение. Винтаж, как говорится, диктует. Теперь помимо бального платья чада женского пола хотят еще и школьную форму на «последний звонок». Ну, ту, как у мамы была – коричневое платьице с белым фартуком с воланами и банты. А это «плюс один» при походе к портнихе. Или просто «плюс», если выпускное платье куплено в готовом виде. Да и костюмы клубные тоже мальчикам «в копеечку влетают» по признаниям бывалых мам. Вот вам и конфликт по классику – «быть или не быть?» Идти или не идти, платить или не платить за платья-костюмы-буфеты-банкеты-теплоходы-лимузины и (что уж греха таить) цветы-подарки «на добрую память» нашим первым и не очень первым учителям-завучам-директорам?

На выбор два варианта решения конфликта. Первый вариант – плывем по течению. Оплачиваем все из последних (и не очень) сил. Вариативность невелика – либо вам все роскошества современных банкетов-шоу-потанцулек по карману, либо оно вам с натяжкой по карману, либо оно вам совсем не по карману, но: «Как же можно иначе? Оно ведь один раз в жизни!» Про «один раз в жизни» мы там чуть выше говорили уже, да? Ну, то, что не один раз, не первый, не последний и сколько их еще будет этих разов. Но. Есть одно маленькое «но» — это память, то есть воспоминания. Они в детстве и юности самые-самые, самые запоминающиеся. Как в народном фольклоре: «Как мама провожала в первый класс, как папа нес … с выпускного» Яркие впечатления. И главный тезис сегодняшнего мнения: впечатления и воспоминания ребенка – самое главное.

Второй вариант – пытаемся взять ситуацию под контроль. Выстраиваем коммуникацию: с учителями, родителями, детьми. И вот тут уж как повезет – либо союзников находим, либо вступаем в неравную схватку. И первые бои будут отнюдь не с детьми. Как правило первый бой и «трудный самый» — это коммуникация с «товарищами по несчастью», то бишь с родителями одноклассников вашего чада. Нет, не все «упрутся рогом». Будут и «вменяемые», и единомышленники, и даже рьяные поддерживающие ваше мнение. Но все разобьется «о камни быта», то есть как дело дойдет до слов «а кто займется организацией?», тут пыл спадет. И вот на этом этапе нужно твердо для себя решить: вы готовы взять ответственность на себя или нет? И будет ли согласна классная-групповая общественность? Поможет в решении конфликтной (и даже не очень) ситуации только весомая аргументация. Та, которая сможет как противостоять аргументу «один раз в жизни» и «должно запомниться», так и железобетонно укреплять его, поскольку помним, да? «Впечатления и воспоминания ребенка – самое главное».

Можно, конечно, и по принципу Макаревича пойти – «а мы не пойдем, а мы лучше бедным отдадим… или не отдадим… наше дело». Этот вариант называется избегание (уклонение) конфликта. Но в данном случае страдает в первую очередь тот, кто менее всего должен пострадать – ребенок. В принципе в решении конфликтной ситуации наша основная цель чтобы ребенок меньше всего испытал дискомфорта. И это не только «из баловства». Наоборот, это из семейного комфорта и устойчивых коммуникационных связей. Ребенок не должен жертвовать своими интересами. И, вот, давайте не будем: «Ребенок осознанно отказался!» и т.д., и т.п.! Ребенок в любом случае не принимает решения сам. Только под влиянием. Ну, а если честно, то под давлением родительского авторитета, уважения и любви к родителям. Ребенок то у нас ведь воспитанный, любящий и доверяющий нам. Поэтому, давайте про «не пойдем» забудем.

Если же ни один вариант решения проблемы участия или не участия в выпускном у вас не прошел, то специалист по решению конфликтов вам в помощь и вы знаете где его искать.

Встретимся на портале InKazan. Мы продолжим нашу конфликтную тему.

#Евгения Храмова
Подпишитесь