Казань охватила волна протестов на фоне обострившихся социально-экономических проблем. Протестующим удалось добиться встреч с властями и передать им свои требования.
В первой половине дня 6 марта несколько десятков вкладчиков «Татфондбанка» и «Интехбанка» (в пятницу Центробанк отозвал их лицензии) пришли в Торгово-промышленную палату (ТПП) РТ, чтобы встретиться с премьер-министром РТ Ильдаром Халиковым. Как и в минувшую субботу во время акции возле кабмина, они скандировали «позор» и призывали Халикова к ответу за крах банков. Вкладчики требовали от премьер-министра вернуть застрявшие в банках деньги, ответить, «куда дели 120 миллиардов» и «найти воров».
Халиков согласился обсудить ситуацию с несколькими переговорщиками, сказав, что «в составе 150 людей мы точно не получим никакого результата».
Уже в здании ТПП, где также были министр экономики РТ Артем Здунов и бизнес-омбудсмен Тимур Нагуманов, переговорщики еще раз перечислили свои основные требования: опротестовать решение ЦБ об отзыве лицензий и вернуть вкладчикам деньги, задействовав для этого ресурсы госпредприятий.
В числе компаний, у которых нужно изъять деньги в пользу вкладчиков, они называли «Татэнерго» (принадлежит правительству РТ), «Татнефть» (правительство владеет неконтрольной долей) и «ТАИФ» (контролируется семьей первого президента РТ Минтимера Шаймиева). Халиков сразу назвал предложенный ими вариант с изъятием у предприятий неправовым. Эмоциональные и неправовые решения, как показывает опыт, не дают нужного результата, сказал он. В итоге ни о чем, кроме еще одной встречи, Халиков с протестующими не договорился.
_____________________________________________________________________
Если большинство физлиц, хранивших деньги в двух банках, уже получили страховые возмещения, то ситуация с юридическими лицами безнадежная. На двоих «Татфондбанк» и «Интехбанк» остались должны кредиторам десятки миллиардов рублей. Но рассчитывать кредиторам почти не на что, так как банки полностью утратили капитал.
_____________________________________________________________________
В то время как часть вкладчиков еще находилась у здания ТПП, другая группа отправилась в Кремль, добиваясь встречи с госсоветником Шаймиевым. К нему сегодня ходили и обманутые дольщики казанского ЖК «МЧС». Встретиться с Шаймиевым им не удалось, но через его помощников дольщики передали ему письмо, сказал Inkazan один из участников той акции.
Позже около трех десятков дольщиков ЖК «МЧС» пришли к зданию кабмина и собирали подписи за отставку правительства. В первую очередь они хотят увольнения министра строительства Ирека Файзуллина. В кабмин дольщики не попали, но к ним вышел чиновник аппарата правительства, курирующий строительный сектор. Он принял петицию на имя главы РТ Рустама Минниханова, пообещав передать ее своему руководству, и записал контакты дольщиков.
Протесты продолжатся и завтра. В полдень в Парке Петрова должен пройти пикет, где соберутся пострадавшие вкладчики, дольщики, а также активисты, выступающие против строительства в Казани мусоросжигающего завода. Сообщение с призывом прийти на пикет утром появилось в сообществе вкладчиков «Татфондбанка» и «Интехбанка» в соцсети «ВКонтакте». Один из администраторов сообщества Ильдар Калимуллин сказал Inkazan, что пикет согласован с городскими властями. В мэрии подтвердить это пока не удалось.
Социальные потрясения — всегда более эффективный катализатор протестов, чем отвлеченная политическая повестка, говорят эксперты. На этом этапе трудно представить, в каком направлении развернется ситуация. Не в последнюю очередь это будет зависеть от действий местных властей, а они всегда завязаны на чьих-то персональных карьерных интересах, говорит директор Института политических исследований Сергей Марков.
Структуры, ответственные за банковский надзор, иногда вынуждены принимать решение по формальным основаниям, не учитывая при этом социальные последствия. Именно так произошло в случае с «Татфондбанком». Те, чьи интересы сейчас ущемлены, способны оказать реальное давление на власть, считает он. Но, как показывает практика, подобные случаи заканчиваются обычно образованием согласительных комиссий и поиском компромиссов.
Зато можно точно сказать, как будет развиваться история с обманутыми дольщиками: власти будут и дальше балансировать между электоратом, бизнесом и своими интересами, предпринимая какие-то действия, но не решая проблему целиком. Такая тактика с некоторыми вариациями применяется во всех регионах, где есть проблема незавершенного строительства, отмечает Марков.
Генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов считает, что причиной долгосрочной протестной активности ситуация с «Татфондбанком» не станет. Протесты, вероятно, окажутся временными и скоро от них не останется даже регулярных протестных групп, не говоря уже о целом движении, говорит он.