Отмена крепостного права Вторая половина XIX века была ознаменована для России отменой крепостного права и переходом от феодального строя к капитализму. Отмена крепостного права не могла решить всех противоречий, но все же дала толчок развитию хозяйства страны. Лично свободные крестьяне пополняли ряды наемных рабочих. Появилась возможность для использования сельскохозяйственной техники, что приводило к росту производительных сил. Все больше свободных крестьян тянулось в города, пополняя ряды тружеников на фабриках и мануфактурах. Стремительное развитие фабричного и мануфактурного производства привело к значительному росту экономики страны. |
Во второй половине XIX века Казань являлась одним из самых крупных городов России и самым крупным городом Поволжья. В начале 60-х годов столетия она занимала шестое место по численности населения после Москвы, Петербурга, Одессы, Киева и Саратова. К середине 80-х годов Казань переместилась на пятое место, опередив Саратов и став самым крупным городом на Волге. В конце XIX — начале XX вв. Саратов вновь отвоевал свои позиции.
Таблица деления населения Казани по роду занятий на 1897 год |
Несмотря не на что, Казань была самым крупным городом всего Среднего Поволжья и Приуралья. В 1897 году, например, в Казани насчитывалось 130 тысяч человек, в Самаре-90 тысяч, в Симбирске – 42 тысячи, Перми – 45 тысяч, в Уфе – 49 тысяч человек. Население Казани составило в конце XIX века 6% от всего населения Казанской губернии.
Рост населения Казани в этот период времени главным образом шел за счет притока людей извне – в городе можно было встретить множество выходцев из разных губерний страны, но особенно много было выходцев из Вятской, Костромской, Нижегородской, Пермской, Симбирской, Самарской и Уфимской. Здесь оседали даже переселенцы из Москвы и Петербурга. По данным переписи 1897 года, пришлое население составило 64,5% жителей города. Значительная часть населения была занята в промышленно-торговой сфере. На фабриках, заводах, а также в обслуживании торговых фирм и заведений было задействовано 86 582 человека – это более половины всех жителей Казани, 66,6%. Неудивительно, что городу, ориентированному на торговлю и производство, была крайне необходима железная дорога.
В то же время рынок частного капитала в России по сравнению с Европой был развит слабо, из-за чего деньги в необходимых объемах можно было взять только за рубежом. Иностранные инвесторы приходить в отрасль с высокими рисками без гарантий со стороны правительства отказывались; в результате государство по многим объектам решило гарантировать доходность инвестиций.
Руководители дорожных акционерных обществ старались обходить строительством экономически развитые регионы, предпочитая пустынные и малозаселенные территории. Земля на этих территориях выкупалась махинаторами за бесценок, после чего на ней прокладывались извилистые дороги ( дабы увеличить длину пути и, соответственно, проездную ренту) – это поднимало стоимость участков в несколько раз. После всех операций участки выставлялись на продажу. На приволжских землях реализовать подобную схему оказалось невозможным и проект завис в канцелярских дебрях.
«Общество Московско-Казанской железной дороги» Общество приняло предложение министра. Вышнеградский поручил переговоры С.Витте. Правленцы уполномочили на это заведующего коммерческой частью П.Скальковского. После мелких препирательств пришли к обоюдному согласию. Акционеры брали на себя обязательство построить и эксплуатировать, через Саранск и Алатырь, линию до Казани. Правительство, в свою очередь, отодвигало право выкупа дороги с 1895 до 1905 года. В устав общества вносились изменения и дополнения, 11 июля 1891 года устав утвердил Александр III. Предприятие получило новое название: «Общество Московско-Казанской железной дороги». |