Posted 3 апреля 2017, 15:28
Published 3 апреля 2017, 15:28
Modified 20 августа, 15:03
Updated 20 августа, 15:03
Ильдар Халиков родился в 1967 году в Агрызе. По образованию юрист — у него диплом юрфака Казанского университета. С 1993 по 1995 год работал ведущим специалистом, и. о. начальника управления краткосрочного и долгосрочного кредитования, депозитов и ценных бумаг, начальник управления «Челны-банка». С 1995 по 2003 годы работал на «Камазе». 1 января 2006 года возглавил муниципалитет Набережных Челнов.
Как ранее сообщал Inkazan, в мэрии Набережных Челнов, откуда семь лет назад в кабмин пришел Халиков, перед ним стояли вопросы, характерные для большинства моногородов: система ЖКХ, долгострои, безработица. Возможно, поэтому 22 апреля 2010 года недавно назначенный президент РТ Рустам Минниханов представил Халикова Госсовету как антикризисного менеджера, благодаря которому город устоял во время экономических потрясений тех лет.
В тот день против кандидатуры 43-летнего Халикова проголосовал только один из 90 присутствовавших депутатов — остальные голосовали за.
Уже во время торжественной речи произошла заминка: Халиков перепутал правительство с Госсоветом. «Я хочу поблагодарить президента Республики Татарстан Рустама Минниханова за доверие возглавить парламент Республики Татарстан», — сказал он. Его поправил спикер парламента Фарид Мухаметшин: «Правительство, Ильдар Шафкатович».
Халиков однажды рассказывал о своей отставке — с поста замгендиректора «Камаза». Тогда — в 2014 году он представлял Василя Шайхразиева в должности вице-премьера РТ, который покидал пост мэра Автограда. Халиков признался, что переход с «Камаза» «в непонятную область дался ему нелегко.
«Поверьте, это непростой этап в жизни каждого человека», — сказал тогда Халиков.
Учитывая, что в Татарстане Халиков был далеко не самой узнаваемой персоной, его приход в кабмин для многих был неожиданным. Некоторые считали, что для человека, который заменяет президента в его отсутствие, новому премьер-министру не хватает даже не опыта, а просто публичности. Ходили слухи (впрочем, ничем не подкрепленные), что Халиков — креатура первого президента РТ Минтимера Шаймиева.
Так или иначе первый срок Халикова периодически сопровождался разговорами о его уходе. Отдельные эксперты заявляли, что с тех пор как Минниханов стал президентом, сама необходимость в должности премьер-министра отпала.
В 2012 и 2013 годах в аппарате Минниханова обсуждалась структурная реформа: аппарат предполагалось объединить с аппаратом правительства. При этом сам Минниханов, оставаясь президентом, одновременно должен был возглавить кабинет министров.
Халикову же отводились разные «отступные» посты — например, кресло спикера Госсовета или другая должность вне парламента. Но постепенно та идея была забыта. 1 октября 2014-го председателем Госсовета снова стал Мухаметшин; кроме того, со стороны президента в Госсовет прошел бывший глава его аппарата Юрий Камалтынов.
В итоге за много лет к Халикову все привыкли и вопросы со временем отпали сами собой. Ко второму сроку Халикова о нем говорили, как о человеке, в рекомендациях не нуждающемся. «Мы все прекрасно знаем о его деловых качествах», — сказал Камалтынов.
25 сентября 2015 года кандидатуру Халикова Госсовет утверждал открытым голосованием, хотя регламент в этом случае предписывает голосовать тайно. Тайное голосование посчитали излишним; Халикова тогда поддержало 83 депутата, трое воздержались, голосовавших против не было.
На совещаниях Халиков высказывался, если был повод, весьма жестко. «Нам не нужны маленькие и большие „Булгарии“, которые убивают людей», — заявил он в 2011 году на одном из заседаний комиссии по безопасности дорожного движения после того, как в республике произошли несколько ДТП подряд с участием общественного транспорта.
В 2014 году он раскритиковал Набережные Челны, с которыми его связывали долгие годы работы. Тогда регион формировал новую схему сбора денег на капремонт жилья. Челны отставали. Тогда Халиков заявил, что город постоянно входит в пятерку худших по всем показателям.
В 2015 году Халиков раскритиковал подготовку к чемпионату рабочих профессий WorldSkills-2019. Ему не понравилось содержание докладов главы дирекции спортивных проектов Азата Кадырова и министра образования Татарстана Энгеля Фаттахова.
«Здесь сидят отраслевые министры, и никто ничего не услышал. Оба доклада хороши: из первого доклада информацию все читали в СМИ, во втором — академически правильно выверенные слова. И все. Для чего мы собрались? Я бы для этого времени не тратил просто так», — сказал он 2 октября 2015 года.
В конце прошлого года Халиков раскритиковал чиновников на заседании комиссии по чрезвычайным ситуациям. «В 13 организациях ответственными назначили категории сотрудников ниже уровня замминистра или руководителя, Об этом было четко сказано на планерке у президента, все присутствовавшие это слышали — не ниже заместителя! Я удивлен, что есть такая наглость у такого большого количества руководителей республиканского уровня. <…> Я очень удивлен. Ну и что, что в отпуске, ни с кем ничего не случится! Не хочешь берешь лист бумаги и пишешь: „Не хочу, спасибо! Буду работать там, где нет новогодних дежурств“», — заявил он совсем недавно 29 декабря 2016 года.
Несмотря на свой высокий пост, премьер-министр Татарстана, по словам собеседников Inkazan, никогда не имел президентских амбиций и сторонился публичности.