Posted 3 апреля 2017, 09:29
Published 3 апреля 2017, 09:29
Modified 11 сентября 2022, 08:46
Updated 11 сентября 2022, 08:46
9,5 млн тонн отходов в год и переполненные полигоны
Как сообщили Inkazan в министерстве строительства, архитектуры и ЖКХ РТ, в республике ежегодно образуется более 9,5 млн тонн отходов. Из них около 6 млн тонн – сельскохозяйственные отходы, 2,2 млн тонн – промышленные, около 1,5 млн тонн – твердые коммунальные. Еще есть медицинские и биологические отходы, однако для их утилизации действует отдельная процедура. Часть опасных отходов республика передает на обезвреживание и утилизацию за пределы региона. Например, внутри региона утилизируется только 5% от общего количества собираемых ртутных ламп.
Лицензия на обращение с отходами есть у 62 организаций. Сбором и утилизацией различных видов отходов занимаются в Татарстане более 220 организаций. Больше всего – 84 – насчитывается компаний, собирающих и утилизирующих металлический лом (цветной и черный). Контейнерных площадок – свыше 11 тысяч, из них более 5,5 тысяч в Казани. В Татарстане действуют 6 мусоросортировочных комплексов: 3 из них находятся в Казани, 2 – в Набережных Челнах, 1 – в Альметьевском районе РТ. Полигонов ТКО в регионе функционирует 53. Более половины из них исчерпали свой ресурс, если считать от введенных мощностей.
Самосыровская и Тогаевская свалки
На протяжении нескольких лет в республике ведется работа по закрытию и рекультивации двух крупных свалок в Казани и Набережных Челнах – Самосыровской и Тогаевской.
О рекультивации Самосыровского полигона ТБО в Казани заговорили еще в 2014 году. Тогда министерство экологии сообщило, что объем финансирования работ составит 274 миллионов рублей, из которых 141,5 миллионов выделит бюджет Российской Федерации. Проект рекультивации вошел в федеральную целевую программу «Ликвидация прошлого экологического ущерба на 2014-2025 годы». Решить проблему переполненной свалки программа предписывает до 2016 года. Сообщалось, что рекультивация охватит 31,6 гектаров земель. Будет ликвидировано 15 миллионов тонн отходов. Сейчас они возвышаются на 30-40 метров над землей. Значительному загрязнению подвержены воды. Причем не только в непосредственной близости от свалки — радиус загрязнения составляет около 250 метров. Рекультивация свалки, согласно проекту, должна улучшить условия проживания 250 тысяч человек.
Самосыровская свалка в Казани действует с 1960 года. В 2013 году отходы, которые поступали на полигон, начали спрессовывать, что отчасти решило проблему постоянных пожаров, которые то и дело возникали на свалке. Летом 2016 года был объявлен тендер на 127,02 миллионов рублей, которые инвестировал бюджет Казани, на подготовку к рекультивации и закрытию полигона. В январе глава комитета ЖКХ Искандер Гинияуллин заявил, что к концу 2017 года на месте Самосыровской свалки появится холм с зелеными насаждениями.
На смену Самосыровскому в Казани построили новый полигон ТБО — «Восточный». Гиниятуллин зимой сообщил, что комитет ЖКХ получил лицензию на его эксплуатацию. Строительство началось в 2014 и закончилось в прошлом году. Сейчас началось строительство второй карты полигона — «Химической».
Тогаевский полигон в Тукаевском районе РТ начали рекультивировать в 2015 году. Стоимость первого контракта составила 84 миллиардов рублей. Свалка работала с 1981 по 2013 год. Занимает она 6,6 га. На ней регулярно возникали пожары. Даже после закрытия, полигон продолжал служить источником загрязнения: из-за отсутствия сортировки отходов на свалку попали просроченные лекарства, токсичные лаки и краски, ртутьсодержащие приборы и лампы. Как и в Казани, на Тогаевской свалке, регулярно вспыхивали пожары, в том числе и после закрытия. Сообщалось, что на консервацию и свалки потратят 168 миллионов. Осенью 2015 года исполком Набережных Челнов отчитался, что на рекультивации свалки ежедневно работают 10 единиц спецтехники.
Скандалы
По данным министерства экологии Татарстана, в 2016 году была выявлено 2127 несанкционированных свалок, годом ранее их обнаружили немногим больше – 2165. А вот в 2014 году свалок было меньше – 1790. Пресс-секретарь министерства Айгуль Амирова пояснила, что 2 года назад были ограничения: если площадь и объем свалки были небольшими, то ее не фиксировали. По словам Амировой, республика является лидером ПФО по ликвидации несанкционированных свалок. Ежегодно это 98-100%
Как заявил программе "Бизнес вектор" президент ТПП РФ Сергей Катырин, у всех больших нелегальных свалок есть хозяева. "Серые" полигоны тесно связаны с криминальным бизнесом. Он напомнил, чтобы начать строительство новой полосы в Шереметьево и закрыть доступ для мусорщиков на нелегальную свалку, пришлось привлекать Росгвардию. По словам Катырина, государству нужно стимулировать бизнес на правильную утилизацию отходов.
"В первую очередь, это экономические, налоговые преференции. Вторая линия - это госзакупки, закупки для муниципальных нужд. Есть такая тема, которая отработана в западных странах, "зеленые закупки" для государственных нужд", - говорит Катырин.
Вокруг сбора и утилизации отходов в республике регулярно вспыхивают скандалы. В апреле 2013 года в лесопосадке возле Дербышек были сброшены более 2 тысяч тонн нефтяного шлама. Площадь загрязнения составила 2 тысячи кв.метров, которая затем разрослась до 3,5 квадратов. Уборка территории, которую курировало минэкологии, продолжалась до октября. На ликвидацию последствий экологической катастрофы потратили порядка 5 миллионов рублей. Следственный комитет возбудил и расследовал уголовное дело по ч.1 ст. 254 УК РФ о порче земли. Основным его фигурантом стала владелица риелторского агентства ООО «ИнвестРиэлт» Диана Нургалиева. В конце 2014 года суд освободил ее от наказания по амнистии. В том же 2014 году в Казани произошел разлив нефтепродуктов на Сибирском тракте. Площадь загрязненной территории составила 1,2 тысяч кв. метров. Участок принадлежал УК «АС «Менеджмент» миллиардера Алексея Семина, который в 2015 году оказался в центре скандала из-за пожара в ТЦ «Адмирал». Суд обязал ASG ликвидировать разлив на принадлежащей им земле. В конце 2014 года в Кировском районе Казани возле поселка Воронино токсичные отходы, сброшенные неизвестными лицами, загрязнили более 2,5 тысяч кв.метров.
Возникают скандалы и вокруг строительства новых объектов инфраструктуры в сфере обращения с отходами. На протяжении последних нескольких лет жители Елабужского района РТ протестуют против постройки полигона ТБО, который должен обслуживать 11 городов и 1,2 миллиона человек. В 2016 году граждане направили письмо в Госсовет Татарстана на имя Фарида Мухаметшина, под которым было собрано более 2 тысяч подписей. В минстрое Inkazan сообщили, что от проекта не отказались, проводится изучение нескольких альтернативных площадок.
Еще одним камнем преткновения стал проект по строительству мусоросжигающего завода. О проекте стало известно еще в 2015 году. Реализовать его намеревается «дочка» Ростеха — компания «РТ-инвест». Стоимость оценивается в 20 миллиардов рублей. Завод будет, сжигая отходы, вырабатывать электроэнергию. Проект долго находился в подвешенном состоянии – нужны были поправки к федеральному законодательству, так называемый «зеленый тариф», чтобы электростанции, которые работают на вырабатываемой заводами энергии, получали господдержку.
28 февраля 2017 года Дмитрий Медведев подписал соответствующее постановление. В конце 2016 – начале 2017 года жители республики, возглавляемые активистами, проводили акции протеста и писали письма, петиции против возведения предприятия. В ответ власти с Рустамом Миннихановым во главе заявляли, что завод безопасен для экологии. 16 февраля депутат Госдумы РФ от Татарстана Фатих Сибагатуллин в интервью одному из казанских изданий ответил на вопрос об опасениях казанцев относительно строительства завода: «Не хотят этого, как говорит сатирик Михаил Задорнов, только тупые».
21 марта премьер-министр Татарстана Ильдар Халиков представил депутатам Госсовета РТ отчет о работе правительства за прошлый год. В нем сообщалось, что строительство мусоросжигающего завода начнется осенью 2017 года. Построить его планируется возле полигона ТБО «Восточный». Ранее власти декларировали, что площадку под завод еще не выбрали, и обещали сделать выбор после проведения публичных слушаний.
Буксующие проекты
В Татарстане в течение лет власти при помощи бизнеса пытаются привить населению культуру раздельного сбора отходов. Перед Универсиадой-2013 в Казани установили для такого сбора мусора контейнеры. За свой счет подобные емкости для селективного сбора отходов установили некоторые торговые центры города. В 2014 году в городе проводили акцию «Цвет имеет значение» все с теми же контейнерами под разные виды отходов. За 2 месяца было собрано около 80 тонн отходов. В год в Казани образуется около 550 тонн ТКО. По данным «Гринпис Россия», в Казани на сегодня действуют всего 24 площадки по селективному сбору отходов, всего в городе порядка 5,5 тысяч контейнерных площадок. ОНФ в марте 2017 года сообщил, что площадок чуть больше – свыше 3 десятков.
В Казани в 2016 году была предпринята попытка реанимировать республиканскую программу по сбору и утилизации батареек, ртутных ламп и других электронных отходов. Ее заказало 4 года назад министерство экологии РТ за 500 тысяч рублей. Программа забуксовала из-за того, что граждане не проявили активности и не приносили отходы на сдачу.
Новая территориальная схема обращения с отходами
В конце сентября 2016 года в Татарстане утвердили территориальную схему обращения с отходами, которая предусматривает создание так называемых региональных операторов по обращению с отходами. Однако пока информации о том, какие компании примут на себя эти функции, нет.
Схему утвердили после того, как федеральный центр передал полномочия по утилизации отходов от муниципалитетов регионам. В минстрое Inkazan сообщили, что схема определяет развитие инфраструктуры обращения с коммунальными отходами. Принцип работы через регионального оператора направлен на минимизацию рисков образования несанкционированных свалок и соответствие всех вводимых объектов обращения с ТКО требованиям экологической безопасности.
Республику поделили на две зоны: Западную и Восточную. Первая включает 21 муниципальный район и городской округ Казань, вторая – 22 района и городской округ Набережные Челны. Планируется, что в Западной зоне будет образовываться более 1,041 млн тонн отходов, в Восточной – 1,036 млн тонн. Разработка схемы в республике сопровождалась скандалом: представители малого и среднего бизнеса, которые сейчас вовлечены в оборот отходов, возмутились, что их оставляют без работы.
Депутат Горсовета Набережных Челнов, глава занимающегося вторичной переработкой отходов ООО «Проминдустрия» Николай Атласов отметил в беседе с Inkazan, что схема обращения с ТКО «в целом, неплохая, однако в ней есть некоторые моменты, которые необходимо дорабатывать».
«Как будет у нас дальше будет выстроен диалог, покажет время. Первое, что необходимо в этой схеме понимать, насколько у нас будут задействованы муниципалитеты, если полномочия по управлению отходами передаются с муниципального на региональный уровень. У муниципалитетов есть свои природоохранные мероприятия по очистке несанкционированных свалок, субботники. Во многих районах имеются мероприятия по вывозу мусора с предприятий. В процессах переработки участвует малый бизнес, думаю, это необходимо учесть. Я думаю, что этот закон новый для нас всех», —сказал Атласов.
По мнению Атласова, татарстанцы готовы к раздельному сбору мусора. «Я надеюсь, что раздельный сбор мусора появится, к этому надо стремиться», — сказал он.
По словам Атласова, это может стать «неплохим подспорьем» при разработке проекта мусоросжигающего завода в Казани.
«Во многих странах мира используются технологии по сжиганию мусора. Вопрос заключается в том, какие. Мусоросжигающий завод не принесет вреда окружающей среде и жителям, если строить его, «как надо». Для начала, необходимо внедрить раздельный сбор мусора, чтобы исключить попадания опасных отходов, вторичных материальных ресурсов. Необходимо соблюсти технологии, обсудить с общественностью выбор места», — отметил он.
По мнению председателя татарстанского отделения Социально-экологического союза Сергея Мухачева, в Татарстане необходимо продолжать внедрять раздельный сбор мусора. Несколько лет назад в Казани устанавливались контейнеры для этих целей, однако с каждым годом их становится все меньше.
«Дело заключается в том, что несколько контейнеров не решают проблему. Это надо проводить массовую разъяснительную кампанию среди населения с подключением всех СМИ. Необходимо одновременно готовить все контенеры. Допустим, объявлено: «В этот год мы делаем раздельный сбор мусора в Советском и Приволжском районам. И сразу на большой площади это внедрять. Нужно провести работу среди учащихся школ, чтобы они следили за тем, чтобы их соседи и родители действовали по-новому», — сообщил Мухачев Inkazan.
Мухачев считает, что планируемое строительство в Казани мусоросжигающего завода — «выброшенные на ветер деньги». Причина – отсуствие культуры раздельного сбора и сортировки отходов. Если сжигать не рассортированные ТКО, то будет образовываться токсичная зола. «Ее нужно будет где-то складировать. Ну, уменьшим мы поначалу свалку в три раза, но она будет продолжать расти. Более того, из этой золы дожди могут вымывать токсичные соединения в почву. Кроме того, полное сгорание все равно не идет, там токсины все равно образуются, медленно будут накапливаться. Они способны в среде сохраняться десятки лет», — сказал он.
По словам Мухачева, если западные компании пытаются продать в России какие-либо технологии, значит они устарели.
«Никто сейчас в мире новые технологии не продает, продают готовое производство. Это делают так: в своей стране оставляют лучшее, а продают то, что морально устарела. Вся эта технология мусоросжигания, какая бы она ни была, с какими фильтрами — это попытка продать устаревшие технологии, схватить деньги и смыться», — уверен эколог.
Эксперт Центра общественного мониторинга ОНФ по проблемам экологии и защиты леса, эксперт проекта ОНФ «Генеральная уборка» Дмитрий Миронов в беседе с Inkazan заявил, что Татарстан в сфере обращения с отходами и нормативно-правовых актах регионального уровня находится в числе лидеров.
"Мы детально схему Татарстана еще не изучали, но в приближении не детальном, она намного качественней, чем у других регионов", - сказал он.
Помимо этого, в республике начала работать карта свалок ОНФ, есть проект "Активный гражданин", рассказал Миронов. По его словам, проект мусоросжигательного завода вполне может оказаться успешным - при должном уровне сортировки отходов.
"То, что происходит с остатками отходов - это не так важно. Гораздо важнее тот уровень сортировки, переработки отходов. Если мы на центральном этапе снижаем объем отходов на 60% за счет изъятия хотя бы бумаги, стекла и пластика, и это выпускается во вторичный оборот, продаются товары с надбавленной стоимостью - это прямая выгода для региона, для страны. А дальше регион принимает решение, что делать с остатками: либо они везутся на полигоны, что не является правильным, наверное, для Татарстана, есть потребность уменьшить площадь территорий, подверженных негативному воздействию объектов, связанных с хранением отходов. Поэтому строительство предприятия по термической обработке оправданно", - сказал Миронов.