Posted 12 апреля 2017, 17:02

Published 12 апреля 2017, 17:02

Modified 11 сентября 2022, 08:36

Updated 11 сентября 2022, 08:36

Расчистка территории: эксперты о пожарах в историческом центре Казани

12 апреля 2017, 17:02
Сегодня в Казани загорелись сразу два памятника архитектуры – здание фабрично-торгового товарищества братьев Крестовниковых и дом Багаутдиновой – Афанаевой. В понедельник огонь уничтожил значительную часть Храма всех религий. Эксперты сходятся во мнении, что сегодняшние случаи, как и пожар в храме, поджоги.

Первым огонь охватил здание фабрично-торгового товарищества братьев Крестовниковых памятник промышленной архитектуры. Сообщение о возгорании поступило в 11:59 утра, к тушению приступили после полудня. Сначала из окон вырывался дым, затем все утихло, но ветер раздул пламя.

Весь квартал затянуло дымом, а в 12:50 руководитель тушения пожара присвоил ему третий уровень сложности. Огонь быстро охватил строение, частично обрушилась кровля. Воду для тушения пламени брали напрямую из озера Кабан. Только к 14:04 пожар удалось локализовать на площади 1,2 тысячи квадратных метров.

В 15:39 МЧС РТ сообщило о ликвидации открытого горения, однако пожарные, участвующие в ликвидации огня, сообщили корреспонденту Inkazan, что в здании прогорали остатки деревянных конструкций. Это было необходимо для того, чтобы предотвратить повторное воспламенение. Крыша строения почти полностью обрушилась, от памятника промышленной архитектуры остались только стены.

Примерно в это же время – в 14:50 - поступило сообщение о том, что открытым пламенем горит заброшенный старый дом по улице Марджани, 44 – дом Б.-Ф. Я. Багаутдиновой, 1873 года постройки. Он расположен примерно в 300 метрах от сгоревшего здания товарищества братьев Крестовниковых. Его удалось полностью потушить ближе к 16 часам вечера.

Как сообщила Inkazan заместитель министра культуры РТ Светлана Персова, оба здания имели статус объектов культурного наследия регионального значения. И товарищество братьев Крестовниковых, и дом Апанаевой-Багаутдиновой (Марджани) готовили для передачи частным инвесторам для последующей реконструкции. Названий компаний-инвесторов представитель минкульта не называла. Относительно здания товарищества казанские СМИ писали, что оно отойдёт в собственность ГК "Нэфис". Но в пресс-службе группы сообщили, что объект является государственной собственностью.

Комплекс товарищества был возведён в середине 19 - начале 20 веков. В последние годы там располагался колледж. Но из-за того, что здание было в аварийном состоянии, учебное заведение перевели.

Дом Апанаевой - Багаутдиновой тоже пустовал, сообщила Персова. Часть квартир в нем были в частной собственности, другие - в муниципальной. Жильцов из государственных квартир переселили. Охранные обязательства на дом был заключены с комитетом земельных и имущественных отношений исполкома города.

Персова заявила, что минкульт готовит обращение в прокуратуру, чтобы возбудить по факту поджогов уголовные дела. В настоящее время по поручению прокурора РТ Илдуса Нафикова надзорное ведомство проводит проверку инцидентов.

По словам аттестованного эксперта по проведению государственной историко-культурной экспертизы минкульта РФ, старшего преподавателя кафедры градостроительства КГАСУ Фариды Забировой, это не первый случай поджогов исторических зданий в Казани. 10 лет прошло с тех пор, как сгорело здание на улице Большой Красной, 10, которое было восстановлено. Аналогичная ситуация сложилась с участком улице Тукая, 72, который в течение 12 лет пустовал, так как стоявший здесь и сгоревший деревянный дом пришлось снести. Тем не менее, и он был отстроен заново.

Забирова заявила, что таким образом расчищают площадки для нового строительства. «В прошлом году я руководила двумя проектами по воссозданию таких сгоревших зданий – никому не удастся просто сжечь памятник и на его месте что-то новое построить. На территории памятника все равно действует режим воссоздания», - заявила она.

Согласно существующим градостроительным нормам, обусловленным ФЗ №73 "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народо РФ", даже если объект культурного наследия разрушается или исчезает в результате пожара, на освободившемся участке запрещено новое строительство – единственно возможное его использование это восстановление утраченных памятников.

«Поджоги - это кошмар, который преследует памятники все годы. Так же недавно было на ул. Шигабутдина Марджани, 14, причем все они почему-то горят с крыши, насколько я знаю. Нарочно поджигают вот так», - сказала она.

Аналогичного мнения придерживается помощник главы РТ Олеся Балтусова. Она заявила «Татар-Информ», что сегодняшние события являются намеренными поджогами с целью расчистить территории для нового строительства. «Во многих российских городах сегодня с ужасом говорят о подсечно-огневом градостроительстве. Мы никогда не думали, что это может коснуться нас в Казани. Я в шоке от происходящего», – сказала он.

Руководитель пресс-службы ГУ МЧС по РТ Андрей Родыгин сообщил Inkazan, что предварительные причины двух пожаров уже известны. В случае с домом Крестовниковых к возгоранию мог привести комплекс электротехнических проблем. Второе здание могли поджечь, поскольку оно не охранялось — заходи, кто хочешь.

Пожары произошли на следующий день после того, как 10 апреля в КГАСУ презентовали конкурс на создание бренда Старо-Татарской слободы. Оба сгоревших памятника находятся на данной территории. Студентам на лекции в КГАСУ посоветовали обратить внимание на географическую самобытность слободы и ее многоконфессиональность.

Подпишитесь