Posted 28 апреля 2017, 15:20
Published 28 апреля 2017, 15:20
Modified 11 сентября 2022, 17:56
Updated 11 сентября 2022, 17:56
Аналитик компании "ФИНАМ" Богдан Зварич считает, что при сложившихся обстоятельствах отзыв лицензии у "Спурт" банка более вероятен, нежели санация. Большой объем средств завис в недостроенном проекте, реализация которого находится под вопросом. Он считает, что банк вряд ли сможет найти средства для обслуживания своих обязательств. "Я бы оценил вероятность санации данного банка в 15%", - сказал Зварич.
Замдиректора аналитического департамента "Альпари" НатальяМильчакова, напротив, считает, что отзывать лицензию у банка Евгении Даутовой не будут. Хотя теоретически такое возможно, заметила она. Мильчаков считает, что временную администрацию ввели, чтобы дать банку шанс на стабилизацию.
"Так как менеджмент банка до сих пор не был замечен вкаких-либо криминальных сделках, в отличие от руководства «Татфондбанка», то вероятно, что «Спурт-банку» помогут. Но в какой форме придет эта помощь – докапитализации со стороны акционеров, либо продажи другому банку – это вопрос", - сказала Мильчакова.
В течение полугода, что будет действовать временная администрация, говорит Мильчакова, скорее всего, менеджеры банка должны будут избавиться от непрофильного актива, который отвлекал средства вкладчиков из банка, то есть от завода "КЗСК-Силикон".
На самом деле «Казанский завод синтетического каучука» – давно работающее (с 30-х годов прошлого века) предприятие, прибыльное, показывающее неплохую рентабельность. Завод, по всей видимости, достроят с помощью нового инвестора, которому этот проект будет продан. Однако мы не исключаем, что этот проект будет продан с очень большим дисконтом к рыночной цене (не менее 30%), переплачивать за риски никто не будет, и в положении «Спурт-банка» никто не хотел бы оказаться", - сказала Мильчакова.
Эксперт-аналитик "ФИНАМ" Алексей Калачев считает, что завод, скорее всего, достроят. Шансы на это, по его мнению, высоки. По его словам, предприятие включено в перечень приоритетных инвестпроектов республики Татарстан на 2017 год.
Формально, по данным «СПАРК», говорит Калачев, 51% акций «КЗСК-Силикон» принадлежит КЗСК, где наибольшая доля в Даутовой, а почти 49% - Росимуществу. Калачев говорит, что предприятие наполовину построено, вложены значительные инвестиции.
"В такой ситуации банкротить недостроенный проект равносильно разбазариванию государственных средств. При определенных административных усилиях проекту вполне можно придать статус стратегического. Предприятие строилось для производства кремнийорганического сырья для нескольких отраслей промышленности, включая оборонную, которое до их пор приходится закупать по импорту", - сказал Калачев.
Калачев напомнил, что в соответствии с проектом, «КЗСК-Силикон» должен производить 40 тыс. тонн четырех видов кремнийорганических мономеров, потребности в которых только российского рынка оцениваются в 50 тыс. тонн ежегодно.
"Похоже, в сложившейся ситуации, естественным шагом, который смог бы обезопасить проект от финансовых проблем, это смена конечного собственника. Желательно, на структуру, обладающую достаточным административным и финансовым ресурсом", - сказал Калачев.
"Проект«КЗСК-Силикон» имеет перспективы, однако инвесторов, по всей видимости, отпугивают риски. В основном это риск конкуренции с импортной продукцией. Несмотря на то, что в России метилхлорсилан не производится, а потребность в такой продукции, по оценкам «КЗСК», в стране составляет около 60 млн тонн в год, конкуренция с импортными аналогами может быть достаточно жесткой, а это будет отпугивать потенциальных инвесторов в проект, равно как и история со «Спурт-банком», - считает Мильчакова.
Калачев сообщил, что по слухам, ведутся переговоры с «Ростехом», и это был бы хороший вариант. "В другой ситуации, права на предприятие мог бы предъявить "Внешэкономбанк", если бы решил продолжить финансирование. В конце концов, руководство республики, имея свои рычаги влияния, могло бы подключить предприятия нефтехимии", - сказал эксперт.
ЦБ сегодня сообщил, что "Спурт" пострадал из-за информационных атак, но первое время распродавал активы, нивелируя ситуацию. Потом это стало невозможно из-за того, что банк участвовал в финансировании "крупного инвестиционного проекта на предприятиях, подконтрольных руководителю банка".
"Объем финансирования данного проекта почти в 3 раза превышал величину его собственных средств, при этом данный факт маскировался банком путем использования различных схем с участием технических компаний. В результате значительные денежные средства кредиторов и вкладчиков оказались иммобилизованы в не приносящие доходы долгосрочные инвестиции, а реализация самого инвестиционного проекта затянулась из-за нехватки финансирования", - пишет Центробанк.
Проблемы у "Спурт" банка начались в середине марта. 13 апреля стало известно о введении ограничений на выдачу вкладов - по 50 рублей на руки в день. В тот день предправления "Спурт" банка Евгения Даутова, что ограничения продержатся не более, чем неделю.
4 апреля банк опубликовал отчет. В нем сообщилось, что "Спурт" банк был вынужден выдать клиентам почти 6 млрд рублей. Деньги возвращали из нескольких источников. Был продан портфель облигаций и еврооблигаций более чем на 3 млрд руб. Так как ценные бумаги практически все были размещены в сделки РЕПО, эффект для ликвидности составил около 1,4 млрд рублей. Были на 2,95 млрд рублей проданы банкам кредиты юридических и физических лиц. Еще 219 млн принесла продажа недвижимости. Под залог нерыночных активов были взяты кредиты на 365 млн руб. у Центробанка.
"КЗСК-Силикон" заложили в 2014 году. Стоимость проекта была заявлена почти в 8 млрд рублей - из них 7 млрд должен был составить кредит от «Внешэкономбанка», 850 млн должен был выделить федеральный бюджет. Его строительство должно было завершиться в конце 2015 года, на проектную мощность 40 тысяч тонн силикона в год предприятие должно было выйти в 2016-м. Однако этого не произошло. Стройка была заморожена в высокой степени готовности в феврале прошлого года.
Летом 2016 года издание "Реальное время" сообщало, что смета строительства была превышена. Со ссылкой на пресс-службу "Внешэкономбанка" издание сообщало, что в проектную документацию без согласования с кредитором внесли существенные изменения. В результате, затраты возросли в 2 раза: с 6,7 млрд до 13,7 млрд рублей. Основным заемщиком по привлечению кредитов на строительство было ОАО «Казанский завод синтетического каучука», контролируемое председателем правления «Спурт Банка». "Реальное время" сообщало со ссылкой на имеющиеся у них данные, что на строительство не хватает 3 млрд рублей. Их пыталась взять в кредит Даутова.
Издание отмечало, что летом прошлого года ФАС РФ сообщила об удовлетворении ходатайства «ХимТрастИнвеста» на приобретение 38,8912% голосующих акций КЗСК, после чего «с имеющимися акциями у участников группы лиц приобретателя» его доля составит 88,9396 %. "Передав в залог ВЭБу 51,0535% собственных акций КЗСК, ей (Даутовой), по всей видимости, нужно нарастить залоговую массу в ВЭБе и попробовать получить под них недостающие 3 млрд рублей для завершения многострадального проекта «КЗСК-Силикон»", - писало "Реальное время".
В январе 2017 году "Бизнес online" опубликовало информацию, что "Внешэкономбанк" завершил экспертизу удорожания сметы "КЗСК-Силикон", признав его обоснованным. Сообщалось, что банк "прорабатывает" варианты дальнейшей реализации проекта. Inkazan направил запрос в пресс-службу ВЭБа, на момент написания материала ответ на запрос не поступил.
Вчера на заседании совета директоров «Татнефтехиминвест-холдинга» глава РТ Рустам Минниханов обратился к присутствующим, заявив, что необходимо сделать так, чтобы КЗСК продолжал работать.
Гендиректор холдинга Рафинат Яруллин сообщил, что ОАО «Казанский завод синтетического каучука» (КЗСК) сократил производство более чем в половину. По его словам, причиной низкой загрузки стала высокая цена сырья.
"Посмотрите по итогам I квартала цифры очень плохие — 47%. Ухудшились показатели работы дзержинской площадки (подразделение предприятие в Дзержинске - Inkazan), снизилась выручка и численность работников, установлены максимально низкие объемы производства гипохлорида натрия, распространяется локальное производство данной продукции, поэтому они сами делают эти дезинфицирующие средства», — сказал Яруллин.
Согласно картотеке "Спарк-Интерфакс", в прошлом году выручка предприятия составила 2 млрд рублей, чистый убыток составил 398,7 млн рублей. В 2015 году была получена прибыль в 5,1 миллиона.
Генеральный директор предприятия Алексей Контуров отметил, что были проблемы с оборотными средствами.
«Понятно, что у вас связано с банком. Надо как-то найти формы работы, чтобы предприятие продолжало работать. Понятно, что имущественный комплекс кому-то <планируется передать>, но это второй вопрос. Главное, чтобы завод не остановили. Будущий собственник должен быть заинтересован. Нефтехимические предприятия останавливать нельзя — потом запускать их очень сложно», — сказал Минниханов.
Он обратился к министру промышленности и торговли РТ Альберту Каримову со словами: «Я Песошину (премьер-министр РТ Алексей Песошин, — прим. Inkazan) говорил, с Сорокиным (генеральный директор АО «Связьнефтехим» Валерий Сорокин, — прим. Inkazan) тоже встречались. На время неопределенности — найти форму, чтобы предприятие работало». Каримов обещал выполнить требование главы РТ.
13 апреля стало известно, что "Спурт" снизил лимит на выдачу вкладов с 50 до 30 тысяч рублей. 21 апреля банк приостановил все расходные операции по расчетным счетам и перестал выдавать деньги вкладчикам. В call-центре это тоже объяснили "техническим причинам". Затем прекратилось обслуживание карт. 24 апреля "Спурт" закрыл офисы в Зеленодольске, поселке Осиново и Йошкар-Оле.
Сервис "Банки.ру" сообщает, что по данным на апрель, по сравнению с мартом, активы-нетто банка сократились на 42,3% до 12,2 млрд рублей. По вкладам физлиц потери за месяц составили 17,78% до 9,6 млрд рублей. Отток средств юрлиц составил 73,37% до 788,8 млн рублей.