Posted 29 мая 2017,, 14:26

Published 29 мая 2017,, 14:26

Modified 17 сентября 2022,, 14:33

Updated 17 сентября 2022,, 14:33

Татарстан предложил программу глубокой переработки продукции АПК за $3 млрд

29 мая 2017, 14:26
Татарстан предложил депутатскому корпусу России обратить внимание на программу глубокой переработки экспортной сельхозпродукции, патронируемую главой региона Рустамом Миннихановым.

Сегодня в Доме правительства РТ состоялся круглый стол «Проблемы и перспективы развития ключевых отраслей промышленности: химической, автомобилестроения и АПК». Его провел комитет Государственной Думы РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству. В повестку был включен вопрос о будущем экономического развития АПК с переориентацией от экспорта на глубокую переработку внутри страны.

«Вопрос, который мы сегодня обсуждали на первом нашем выездном заседании — это вопрос глубокой переработки сельхозпродукции. Поскольку Россия должна быть не только сырьевым придатком, но и выдавать готовую продукцию, о чем мы всегда говорили. Это новые технологии, новое, современное производство, создание тех самых высокотехнологичных рабочих мест, о которых говорил президент Путин — все это должно появиться. И Татарстан - площадка, где должны дать темп своего роста, представляется единственной и уникальной территорией», — сказал журналистам глава комитета Сергей Жихарев.

Разработчик вышеупомянутой программы — член комитета ГД РФ от Татарстана Ирек Богуславский. Минниханов поблагодарил депутатов за то, что «выслушали наше видение, наши пожелания».

«Я уверен, что нам сегодня очень важно быть самодостаточными и в продовольственной безопасности. Любые политические изменения не должны влиять на состояние нашей страны. Если сегодня мы будем самодостаточны, никаких санкций, во-первых, не будет. Если даже и будет, то никаких проблем не будет», — заявил он.

По словам Жигарева, программа коснется глубокой переработки всего российского сырья, которое экспортирует страна: начиная от АПК, заканчивая нефтехимией. «Эта продукция должна быть сделана собственными руками, зачем отдавать ее на внешние рынки? Поэтому, в первую очередь, должны появиться государственная программа и федеральный закон. В идеале — синхронизированные», — сказал он журналистам.

Жигарев отметил, что татарстанские парламентарии давно задумывались о создании программы и теперь «внутренне созрели». «Выездное заседание нашего комитета не должно закончиться просто «ля-ля»», — отметил он.

Минниханов посоветовал начать с АПК. «Нам нужно одну тему решить и потом дальше идти», — ответил глава РТ.

В беседе со СМИ Богуславский рассказал, что речь не идет об отдельных мерах поддержки российских сельхозпредприятий или фермеров, а «о создании новой отрасли». «Она создаст гигантский, в общем-то, возврат в виде рабочих мест, огромную добавленную стоимость, очень высокую глубину переработки, получение новых продуктов, которые здесь не производятся — продукты завтрашнего дня. Это разлагаемые биополимеры, которые будут заменять полиэтилен, который сегодня в нефтехимической, углеродного происхождения, который не разлагается», — сказал Богуславский.

По мнению татарстанского парламентария, «это история о том, что на селе будет расти производительность и качество жизни, потому что будет другая экология». Богуславский назвал программу «точкой роста», поскольку «у нашей страны опять появился шанс».

«У нас остаются такие излишки, что плюс ко всему, у нас порядка 20 миллионов гектаров не задействованы в селах. У нас сегодня излишки, которые мы экспортируем — там около 30 миллионов тонн. Это только пшеница. А зерновых — там, по моему, 41 миллион тонн», — сказал он.

«Эта отрасль выступает еще как инструмент регулирования внутренних цен. То есть, когда мы не зависим от экспорта. Допустим, упала конъюнктура на внешнем рынке. Мы все равно сможем устанавливать внутренние цены, которые считаем нужными. Если, допустим, часть биоэтанола производится (топлива для машин), мы можем регулировать, допустим, через вот этот инструмент ценообразования. Так, чтобы людям на селе это было всегда выгодно», — отметил Богуславский.

По словам Богуславского, для финансирования программы требуются немалые средства. Он не согласился с действиями бывшего министра финансов РФ (сейчас — руководителя Центра стратегических разработок, — прим. Inkazan) Алексея Кудрина по сохранению значительной части госсредств в стабилизационном фонде.

«Не нужно держать деньги, как делает Кудрин. По его мнению, они ценнее будут работать на Россию, в американских бумагах. В американских бумагах они работают на Америку, а не на нас. В чем идея у Кудрина? Что они там будут сохраняться для чего? Чтобы подушку опять какую-то там сделать? А почему все остальные? Что, они — идиоты?», — сказал Богуславский.

Депутат отметил, что в России «безумно дорогие и короткие деньги». «Если мы хотим быть конкурентоспособными, то тогда нужно, хотя бы, эту конкурентоспособность сравнять до уровня западных стран. Вот сколько стоят в Америке деньги для подобных программ?», — сказал он. Богуславский отметил, что для перерабатывающей отрасли необходимы более дешевые средства.

На вопрос, сможет ли программа найти удешевляющий деньги финансовый механизм, парламентарий ответил, что «все зависит от воли руководства». «Если они будут понимать, что это необходимо или в этом необходимость больше… А в чем идея, допустим, отправки тех же средств? Для чего? На элементарном уровне — для чего? Доходность? Сколько? В 1,5 процента? 0,35 процентов? 0,65 процентов? Какая доходность?», — сказал Богуславский.

Отвечая на замечание о том, что доходность, возможно, зависит от финансового инструмента, Богуславский заявил: «Но есть же данные, что инфляция в данном случае, даже в долларах, будет выше, чем доходность по ним! То есть, это прямой убыток или, скажем так, нанесение ущерба стране. Надо же называть вещи своими именами».

По словам Богуславского, если переработать экспортную пшеницу, то Россия получит множество других продуктов. «Если пшеница разлагается, назовем это фракциями, на 13 процентов, 7 процентов протеина, порядка 30% бороды и отрубей. Борода и отруби идут на высокобелковые корма. Остается крахмал. Из крахмала можно делать глюкозно-фруктозные сиропы. Можно делать модифицированный крахмал. Из глюкозно-фруктозных сиропов можно делать полимеры, массу других вещей, которые используются в фармацевтике, в пищевой промышленности, в кормах — где угодно. Но не вывозить это», — сказал он.

Богуславский отметил, что при экспорте экономика получает лишь «ничтожную долю доходности, но чаще всего — отрицательную доходность». А в случае переработки, страна приобретет новые рабочие места. «Программа готова. Вопрос правильнее поставить так — когда она будет принята? Комитет, как раз, будет лоббировать эту историю. Программа, на самом деле, не сегодня родилась. Когда — будет зависеть от усилий депутатского корпуса, от того, как правительство это услышит», — ответил Богуславский на вопрос о готовности проекта.

Ориентировочная стоимость программы составляет $3 миллиарда, внедрение — порядка пяти лет. «Здесь ничего не надо экспортировать! Знаете, на что это похоже? Вы мясо сегодня импортируете? Импортируете. Красное мясо. Если у вас есть корма, значит вы не будете его импортировать. Вы получите мясо здесь. Оно будет более дешевым, вам доступным. Оно будет влиять на качество вашей жизни», — объяснил Богуславский.

Один из вариантов переработки — биотопливо. 10% топлива, по словам Богуславского, даст 30% уменьшения выхлопных газов. «Если это будет ГФС, то это пойдет на корма тем же птицам, крупному рогатому скоту, свиньям. Производительность мяса будет выше. За одно и то же время мы получим на 20% больше мяса. Молока больше получим на 18%, яиц получим на 30% больше за то же самое время. Здесь же — продовольственная безопасность. Мы когда отправляем это сырье на экспорт, мы не получаем никогда нужную цену. Во-вторых, это просто не выгодно. Перерабатывать надо здесь», — заявил он.

"