В марте нынешнего года мэр Казани Ильсур Метшин признался, что в Казани не хватает школ. «35% школ работают в две смены, а по образовательному стандарту все школьники должны учиться в одну смену. Для сравнения, в 1998 году в Казани родилось меньше 10 тысяч детей, а в прошлом году – свыше 25 тысяч детей. Проблема есть», — сказал он в эфире телепередачи «Тема» на местном канале.
Метшин отметил, что несмотря на то, что благодаря президентской программе «Бэлэкэч» и федеральной дорожной карте проблема с очередями в детсады для детей старше трех лет решилась, но трудности со школами остаются. «Такой сложной ситуации как в Казани нет нигде в Татарстане. Проблема сложная, но решаемая», — сказал Метшин.
До 2020 года власти Казани обещают построить четыре школы на 4896 мест. Наиболее остро проблема с нехваткой учебных мест стоит в районе Азино, где на протяжении последних нескольких лет ведется масштабная застройка.
Чтобы изменить ситуацию в Азино, к 1 сентября нынешнего года власти обещают сдать трехэтажную полилингвальную гимназию №180 на 2-ой Азинской. Она рассчитана на 1224 учащихся. Запись в учебное заведение открылась с 3 апреля 2017 года.
25 мая в одном из местных изданий вышел материал с заголовком «В Казани открывают школу для детей с татарскими фамилиями». В ней корреспондент привел цитату директора полилингвальной гимназии №180 Ильдара Саяхова, опубликованную в социальных сетях. В ней сказано, что 80% заявлений в школу поступили от родителей детей-татар, поэтому в школе будет 4 татарских класса и один «нетатарский».
В мэрии Казани с формулировкой «школа для детей с татарскими фамилиями» не согласились, сославшись на ч. 2 ст. 5 ФЗ №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В ней указано, что образование в стране может получить каждый ребенок, вне зависимости от национальности, расы, языка и других показателей.
«Школа строится для удовлетворения потребностей населения определенного микрорайона в образовании. К родителям никаких требований относительно языка обучения в классах и фамилиях детей не предъявлено. Количество классов с русским и татарским языком обучения определяется исходя из поступивших заявлений от родителей обучающихся», — сообщили Inkazan в пресс-службе казанской мэрии.
Вконтакте есть два сообщества об учебном заведении №180 — официальное («Полилингвальная гимназия») и родительское («Полилингвальная гимназия №180»).
Родители потенциальных учащихся гимназии интересовались системой полилингвального образования в заведении. Администратор сообщества «Полилингвальная гимназия» ответил, что с 1 класса запланировано изучение английского языка и дополнительные уроки по нему. С 5 класса гимназисты будут изучать второй иностранный язык на выбор — китайский, арабский или турецкий. В качестве факультатива — испанский и французский. «Со второго класса изучение некоторых предметов на билингвальной основе по методике CLIL. На билингвальной основе: татарском и английском или русском и английском», — сообщил администратор группы Вконтакте.
Два обязательных языка — английский и один из восточных (китайский, арабский, турецкий) «в основном расписании будут изучаться на бюджетной основе, то есть — бесплатно», рассказал представитель сообщества. Европейские (испанский или французский) — «только на платной основе».
«Стоимость дополнительных платных занятий будет устанавливаться на основе государственных нормативов, поэтому они будут вполне доступны всем. Мы заинтересованы, в первую очередь, в качественном образовании учащихся», — отметил администратор «Полилингвальной гимназии».
Что касается школьных кружков, то Саяхов рассказал о бесплатных занятиях в студии хореографии и дополнительных платных уроках танцев, если родители подадут заявления. «Особое внимание будет уделяться развитию этнохореографии», — отметил Саяхов. Школьникам также предложат другие творческие занятия: в гимназии планируется организация филиала музыкальной школы. В спортивном направлении «запланирована организация секций и кружков по многим подвижным видам спорта: футбол, волейбол, баскетбол, хоккей, лыжный спорт, легкая атлетика, виды восточных единоборств и др. видов спорта по заявлениям родителей», — сообщил Саяхов [орфография сохранена].
По словам Саяхова, «для плавания предусмотрены два бассейна: отдельно для начальных и старших классов. Для занятий спортом спроектированы также два спортивных зала: отдельно для начальных и старших классов».
Вышеперечисленные вопросы и ответы — вся активность, которая осталась в официальной группе. О преподавании татарского и русского языка — ни слова.
24 мая в альтернативной родительской группе «Полилингвальная гимназия №180» появилась первая приветственная запись. В ней пользователи создали свободное голосование о том, на каком языке будет вестись обучение в гимназии. В голосовании по выбору языка для учащихся 1-4 классов принял участие 301 человек. Мнения разделились — 90 родителей хотят, чтобы дети изучали все школьные предметы только на татарском языке, 133 — на русском. 46 человек предпочли, чтобы татарскими были только факультативы, 15 — были бы не против внеурочной деятельности на татарском, 14 — гуманитарных предметов на татарском языке и только трое — предметов естественно-научных циклов на татарском языке (результаты по состоянию на 31 мая)
Результаты голосования по выбору языка обучения для учащихся 5-8 классов оказались примерно теми же. 135 человек высказались за уроки только на русском языке, 99 — на татарском. 42 родителя выбрали ведение на татарском факультативов, 16 — внеурочную деятельность на татарском языке, 11 — обучение гуманитарным дисциплинам на татарском языке, 6 — предметам естественно-научного цикла на татарском (результаты по состоянию на 31 мая). 26 мая в группе появилась временная развертка хода голосования, чтобы доказать родителям школьников, что накрутки не было.
Родитель, кандидат педагогических наук Шамиль Шигапов рассказал Inkazan о ситуации вокруг набора учащихся. По его словам, гимназию начали обсуждать в группе местных жителей в WhatsApp. Саяхов не имел отношения к созданию «болталки». «Другое дело, что есть небезосновательное мнение, что в этой группе были члены, которые с ним делились информацией о происходящем в ней», — отметил Шигапов. Когда создатель диалога почувствовал, что раздрай в нем будет бесконечным, было решено удалить группу.
«Когда строительство школы перевалило «за половину», школьные вопросы начали превалировать, а уж с момента создания группы в ВК тема школы стала совсем горячей. Тут и родилась естественным образом мысль создать отдельную группу по школе. Что и было реализовано одним из нас — жителем этого микрорайона», — сказал Шигапов.
Собеседник Inkazan охарактеризовал Саяхова как «деятельного и даже продвинутого человека». Шигапов отметил, что Саяхов организовал электронную запись в очередь на подачу документов, что оказалось актуальным из-за большого числа желающих. Внести себя в список можно было в Google Таблицах.
«К сожалению, реализация идеи вначале была несколько подпорчена самими нечистыми на руку родителями (ну, или не слишком грамотными и внимательными к чужим проблемам), которые запросто стирали чужие записи и вносили туда себя, любимых», — сказал Шигапов. А представители будущей школы, по его словам, затем сами стали принимать заявления от родителей, которые в очередь не записались. После этого время на прием каждого родителя сократилось с 10 до 5 минут, разрешили приходить без детей. В конце рассматриваемого промежутка времени запись вообще отменили, сообщил Шигапов.
Собеседник объяснил, что подразумевал под нововведениями Саяхов. Обучение на татарском предполагалось вести в рамках математики и окружающего мира. По словам Шигапова, Саяхов «обещал в будущем усилить это направление - изучение двух предметов на татарском предполагалось только «на первых порах».
Шигапов отметил, что скандальное сообщение о четырех татарских и одном русском классах появилось именно в группе гимназии. На вопросы родителей Саяхов ответил, что 80% заявлений поступают от татар, а значит, все соответствует приему 1:4. Разумеется, такая новость вызвала конфликт между родителями, они начали собирать подписи и рассылать письма во все инстанции с просьбой позволить их детям обучаться на русском языке.
По словам Шигапова, с Саяховым провели «профилактическую беседу», после чего тот удалил из группы «Полилингвальная гимназия» все комментарии и отключил возможность общения. Родители не знают, прислушался ли к их словам Саяхов, отметил Шигапов.
Собеседник заявил, что по его мнению, ситуация возникла, фактически, на пустом месте» и ее можно было решить без скандалов. Шигапов отмечает, что в конфликте виноваты как родители, так и руководство гимназии. Первые — несдержанны и обладают «гипертрофированным чувством справедливости», вторые — неверными действиями. «Кто, как не будущие педагоги школы должны были погасить его в самом начале? Не отмалчиваться по несколько дней в созданной ими самими группе, не пытаться добиться своего «не мытьём, так катаньем», не позволять себе делать необдуманных заявлений!», — сказал Шигапов.
Администрация «оказалась не готова грамотно и тактично отстаивать своё видение новой школы, равно как само это видение было построено исключительно на своих (или не своих) грёзах, без учёта реалий сегодняшнего родительского сообщества», отметил собеседник.
Министерство образования и науки РТ не предоставило Inkazan ответ на запрос с просьбой прокомментировать ситуацию. В свою очередь, Саяхов заявил Inkazan, что будет давать комментарий только через татарстанское управление образования.
В ответе мэрии Казани Inkazan подчеркнули, что «изучение тех или иных предметов на русском, татарском и иностранном языках будет определяться в соответствии с образовательной программой учреждения и с учетом пожеланий родителей».