Posted 17 июля 2017,, 20:19

Published 17 июля 2017,, 20:19

Modified 11 сентября 2022,, 18:10

Updated 11 сентября 2022,, 18:10

Собрание кредиторов ТФБ: претензии к работе АСВ и миллиардные требования

17 июля 2017, 20:19
Сегодня в "Баскет холле" состоялось первое собрание кредиторов "Татфондбанка", на котором был выбран комитет кредиторов из 5 человек. У присутствующих возникли вопросы касательно качества работы АСВ, а в истории ТФБ появились 2 "известных" кредитора с требованиями в 190 млрд рублей.

На первое собрание кредиторов "Татфондбанка" пришел 651 человек - кредиторы 1 и 3 очереди, которые выдвинули свои требования до 22 мая. Всего встрече могли присутствовать более 15,2 тысяч человек. Собравшиеся проходили досмотр у дежуривших на входе полицейских. Однако и в зале сотрудники правоохранительных органов не теряли бдительности. Так, у активиста Дмитрия Бердникова временно изъяли табличку с надписью "Вор должен сидеть в тюрьме", чтобы "проверить" ее.

На собрание пришли юридические лица - крупные кредиторы, некоторые приехали из Башкирии и Самарской области, и физические лица, многие из которых - пенсионеры. "Это годами делалось, эта программа, чтобы нас так обокрасть", - заявила одна из сидящих в зале женщин. "Это Халиков (Ильдар, экс-председатель совета директоров банка - Inkazan) должен сидеть здесь и перед нами отвечать", - сказала другая женщина, пришедшая на встречу с двумя маленькими детьми. "А его и не будет здесь, он уж в другом месте работает. Они свои деньги за год оперативно сняли", - завершила разговор женщина.

По словам председателя собрания - представителя Агентства по страхованию вкладов (АСВ) Андрея Кортикова, федеральное законодательство, исходя из числа кредиторов и общей суммы задолженности, обязывает сформировать данный орган. Такая группа может состоять из 3, 5, 7 и 11 человек. Агентство, в свою очередь, порекомендовало избрать 5 человек.

При обсуждении данного вопроса представитель кредиторов "Татфондбанка" Александра Юманова заявила, что для учёта мнения кредиторов необходимо образовать группу с максимальным количеством членов. "Банк был большой. Наши татарстанцы люди сознательные, на собраниях присутствовать будут, работать с ними можно", - сказала она.

Ряд кредиторов указали на большое количество технических ошибок при работе с обращениями - одна из женщин, которая пыталась получить страховое возмещение в качестве физического лица, заявила, что из-за ошибки ей предложили большую компенсацию, чем положено. Кроме того, кредиторы пожаловались на бумажную волокиту, увеличивающую время получения выплат и включения в реестр. Люди высказались, что комитет из 11 человек обеспечит большую прозрачность работы АСВ.

Тем не менее, некоторые из присутствующих выступили за комитет составом 7 человек, из которых, по мнению кредиторов, 4 места будут отведены представителями ведомств. Участники собрания, приехавшие из Башкортостана попросили присутствующих проголосовать за 1 человека из республики, ссылаясь на то, что интересы данной категории лиц не учитываются при решении вопросов.

Согласно результатам голосования, в котором учитывались голоса 608 человек (некоторые бюллетени были испорчены или не сданы) за состав комитета из 5 человек проголосовали 61,38%, 11 человек - 4,85%. Воздержавшихся и проголосовавших против всех вариантов не было. "Голосовали мы, а решило АСВ", - выкрикнул представитель союза пострадавших вкладчиков "Пробизнесбанка" Нерсес Григорян после оглашения результатов. В целом, активисты, представляющие интересы групп кредиторов, изначально были уверены, что им достанется только 1 место в составе комитета.

Из 9 человек, которые намеревались выдвинуть свою кандидатуру в комитет кредиторов, 2 отказались от планов в пользу Юмановой. В голосовании участвовало 624 человека из 653 зарегистрированных. По его результатам, Юманова набрала 4,165 триллиона голосов. В комитет также вошли юрист ПАО "Татнефть" Альфия Хафизова, представители Федеральной налоговой службы (ФНС) — Айдар Губайдуллин (27,8 триллионов голосов), АСВ — Дмитрий Артамонов (13,6 триллионов голосов) и Елена Комкова (5,6 триллионов голосов).

Если вопросы касательно формирования комитета кредиторов вызывали бурное обсуждение присутствующих, то выдвинутая представителем АСВ Кортиковым инициатива о предоставлении комитету полного объема полномочий в решении возникающих в процессе конкурсного производства вопросов, прошла незаметно. Проголосовали 620 человек - 85,5% из них поддержали идею. "АСВ тратит наши деньги на содержание юристов и аудиторов - давайте не будем мешать, будем контролировать", - высказался один из кредиторов.

Отдельным пунктом в повестке дня стало оглашение отчета конкурсного управляющего "Татфондбанка" Михаила Захваткина. Согласно ему, свои требования в размере 523 миллиарда рублей на 1 июля текущего года предъявили более 16 тысяч кредиторов. Однако на данный момент законными признаны только 100 миллиардов. В настоящее время рассматриваются заявки кредиторов со средней суммой требований в 76 миллионов рублей.

Активы "Татфондбанка" составляют 221 миллион рублей в кассе, половина этой суммы хранится в иностранной валюте, на счете в Центробанке РФ находится 5,9 млрд, там же в резервах - 904 млн. На счетах в прочих банках хранится 5,1 млрд рублей. 25,9 млрд рублей - стоимость переданных в доверительное управление активов, 20,3 млрд - требований по конверсионным операциям. Сумма, вложенная в ценные бумаги, составляет 32,2 миллиарда рублей. Из них в "Пересвет" ушло 4,1 млрд, подконтрольные Роберту Мусину компании - 10,9 млрд.

Кроме того, "Татфондбанк" обладает 25 объектами недвижимости - офисы в Татарстане и Чувашии, 18 участками земли прилегающих к офисам территорий. В распоряжении банка - 84 автомобиля на сумму 1,2 миллиард рублей. Физическим и юридическим лицам банк выдал кредиты на сумму 113,3 млрд рублей. При этом 85% из них ничем не обеспечены. В то же время за период конкурсного производства АСВ получило от заемщиков более 1 миллиарда.

По данным на 1 июня в конкурсную массу банка поступило 2,88 миллиарда рублей. В то же время АСВ потратило 409 млн на производимую процедуру, 312 млн - на зарплаты сотрудникам, плюс 41 млн - начисления к ним. К началу лета в штате числились 960 человек из более 2,6 тысяч. Кроме того, согласно отчету Захваткина, АСВ подало 926 исков на сумму 4,7 млрд рублей, которые должны быть возвращены в конкурсную массу. Удовлетворено 342 иска на 3,5 млрд, кроме того было оспорено 7 сомнительных сделок.

Одна из присутствующих на собрании задала вопрос касательно переводов, совершенных после введения моратория 15 декабря 2016 года. Тогда на счета "Тимер Банка" и Центробанка РФ было перечислено более 7 миллиардов рублей. Однако юрист АСВ не смог объяснить, почему столь крупные сделки, проведенные после официального запрета, не были оспорены, также как не смог назвать дату подачи соответствующего иска. Тем не менее, он обратил внимание, что АСВ знает о данных случаях и держит их во внимании, но не может справиться с существующим объемом работы.

По словам Захваткина, в "Татфондбанке", как и в "Интехбанке" свои требования предъявили "два известных в своих кругах лица". Сумма требований каждого составляет 190 млрд рублей - имена столь крупных кредиторов конкурсный управляющий не назвал. Напомним, что при банкротстве ТФБ стало известно, что объем обязательств банка составляет чуть менее 190 млрд рублей.

Получить комментарий от представителей АСВ не получилось - и Кортиков, и Захваткин находились под присмотром трех мужчин, которые старались не подпускать журналистов и кредиторов к представителям агентства. На обращение корреспондента Inkazan с просьбой уточнить озвученные цифры, Кортиков заявил, что "не знает никаких цифр".

"