Рустем Ибрагимов: Хочется, чтобы схему выплат вкладчикам выбирало общество

19 июля 2017, 10:29
В Татарстане создали республиканский фонд поддержки обманутых дольщиков и вкладчиков ТФБ и «Интехбанка» (РФП). Доходы от реализации земли, переданной РФП, пойдут в помощь людям. Inkazan поговорил с исполнительным директором РФП Рустемом Ибрагимовым.

Расскажите, пожалуйста, о фонде: целях его создания и юридической форме.

Цель создания описана в указе президента РТ: Фонд создан для помощи пострадавшим от действий финансово-кредитных организаций, зарегистрированных на территории Татарстана, а также лиц, пострадавших от действий или бездействия застройщиков, также зарегистрированных в республике (так называемые «обманутые дольщики). Фонд создан в виде некоммерческой организации, основным органом управления является совет фонда. Также в течение трех месяцев со дня государственной регистрации мы должны сформировать попечительский совет. Я не могу лично определить состав попечительского совета, поскольку фонд является государственным. У меня нет данных о том, кто конкретно будет этим заниматься. Вероятно, этим займется правительство.

Какие функции будут у попечительского совета?

Функции определены в уставе. Все оперативное управление выполняет совет фонда — это высший орган управления. А попечительский совет собирается, если я не ошибаюсь, не реже одного раза в год, заслушивает отчет и принимает решения. Совет выполняет все оперативные задачи, а приоритетные задачи и утверждение, предположим, годовых отчетов, а также глобальные вопросы решает попечительский совет.

На каком этапе находится работа по сбору и анализу данных о пострадавших вкладчиках?

Работа по сбору данных находится на начальном этапе — как у нас, так и у конкурсного управляющего [Агентства по страхованию вкладов, — прим. Inkazan]. Прием заявок в реестр требований кредиторов «Татфондбанка» и «Интехбанка» закроется 31 июля. Фонд настоятельно рекомендует пострадавшим клиентам этих банков включаться в реестр требований кредиторов, так как включение в реестр – это один из факторов, на которые фонд планирует ориентироваться при составлении собственного списка лиц, имеющих право на поддержку. На сайте Агентства по страхованию вкладов есть инструкция и форма заявления. Они также размещены в нашем Telegram-канале, в группе «ВКонтакте».

Заявление можно направить конкурсному управляющему до 31 июля включительно. После этого у конкурсного управляющего будет определенное время для рассмотрения всех обращений для систематизации, ответа и формирования реестра. Я думаю, что в бумажном варианте реестр может появиться только в сентябре. Очевидно, что на АСВ в эти дни обрушился вал информации. К нам обращаются люди, которые еще в мае отправили заявление, но до сих пор не получили ответа.

Смогут ли вкладчики обратиться к вам без вхождения в реестр конкурсного управляющего?

Они могут к нам обращаться, но мы хотим, чтобы до этого они исчерпали все законные методы получения компенсации, в том числе включение в реестр. Вести учет пострадавших мы планируем с помощью сайта и при личном приеме в офисе. Надеюсь, что со следующего месяца у нас будет офис. На сайте планируется открыть раздел регистрации, чтобы людям не пришлось стоять в очереди. Таким образом, они смогут зарегистрироваться онлайн, приложить скан-копии документов.

У «Татфондбанка» были отделения не только в Татарстане, но и в других регионах России. Могут ли их вкладчики к вам обращаться?

У нас нет ограничений — обращаться они могут. Данные пострадавших необходимы для сбора информации и последующей аналитической работы с целью определения приоритетных групп лиц, нуждающихся в поддержке.

Есть ли ограничения по сумме компенсаций?

О какой-то определенной сумме компенсаций пока говорить очень рано, потому что фонд на сегодняшний день ничего не заработал. В идеале хотелось бы компенсировать все и всем, но мы реалисты и понимаем, что это недостижимо.

Каким образом будет оказываться поддержка вкладчикам?

Мы рассматривали различные варианты. Пока основным вариантом являются денежные выплаты. Но как определить круг людей, которым необходимы выплаты, и как их осуществлять? Например, АСВ выплачивает фиксированную сумму [до 1,4 миллионов рублей — прим. Inkazan] всем физлицам. Однако по итогам конкурсного производства — иная ситуация. Там все проходит по очередям, выплаты проводятся пропорционально. Например, требование одного из лиц, находящегося в первой очереди, составляет один миллион. А есть 200 тысяч. Значит, выплачивают 20%. У кого 100 рублей, тому выплачивают 20 рублей, у кого 1000 рублей, тому — 200. То есть, пропорционально выплате. Как это будет, какой группе населения? Нам бы хотелось все эти решения принимать с учетом общественного мнения.

Расскажите о способах финансовой поддержки дольщиков.

Прямые выплаты касаются пострадавших вкладчиков. Что касается дольщиков, то в качестве одного из способов поддержки, на мой взгляд, стоит рассматривать финансирование завершения строительства конкретного дома.

Как проходит сбор информации по дольщикам?

Ситуация по дольщикам несколько отличается – в их отношении работу ведет правительство Татарстана. Нас включили в рабочую группу при правительстве, в рамках которой мы планируем получать информацию для анализа и дальнейшего принятия решений по поддержке.

Работает ли фонд в случае, когда дом не сдан, но застройщик пока не вошел в процедуру банкротства?

Если застройщик не признан банкротом, и строительство по каким-то причинам задерживается, дольщик не считается обманутым.

Есть ли в России на сегодняшний день фонды, подобные вашему? Или это прорывная инициатива?

Не знаю, как насчет прорывной инициативы, но это — беспрецедентный случай, насколько я знаю. В этом и заключается сложность нашей работы. Мы являемся первопроходцами, у нас нет опыта, на который можно опираться. Поэтому нам приходится очень много анализировать, изучать.

Каким образом планируется капитализировать земельный участок? Есть ли ориентировочные сроки капитализации?

Капитализация земельного участка включает в себя несколько этапов: юридический и, скажем так, подготовительный. Сейчас этот участок находится в коммунально-складской зоне. Он практически не имеет существенной рыночной стоимости и пока не интересен ни инвесторам, ни строителям с точки зрения вложения средств. В юридический этап входят перевод участка, например, в зону высотного строительства, внесение соответствующих изменений в генеральный план Казани. При этом участок рассматривается как жилой массив: нужно продумать, как провести к нему коммуникации и дороги, заложить их, согласовать, разработать генеральный план застройки земельного участка, концепцию. Опять же, согласовать с сетевыми компаниями прокладку коммунальных сетей, подключение, техусловия всех объектов. Если потом этот участок разбить на лоты (вряд ли кто-то купит сразу весь участок), то застройщик в данном случае получит участок со всей градостроительной документацией. Условно, застройщик сегодня купил, а завтра сможет загнать технику и приступить к строительству. В этом и заключается инвестиционная привлекательность.

То есть, застройщик покупает с торгов лот и средства поступают в фонд?

Да.

Существуют ли на сегодняшний день финансово-экономические модели развития территории?

Я не скажу, что они готовы. Они разрабатываются, но не утверждены. Если бы у нас была утвержденная финансово-экономическая модель, то мы бы уже двигались дальше.

Сообщалось, что выделены средства на прокладку коммуникаций на участке. На какой стадии находится работа?

Переговоры.

Есть ли прогнозы по стоимости реализации участков?

Я бы не стал озвучивать какие-либо прогнозы, потому что они исходят из финансово-экономической модели.

Когда можно ожидать примерный выход лотов и выставление их на продажу?

Самый оптимистичный прогноз, если все пройдет без каких-либо задержек и юридических проволочек, — не раньше, чем через полтора года.

Есть разные мнения относительно способов использования участка. Существует ли такой вариант развития событий — использования участка под технополис, ОЭЗ или кластер?

Мы не рассматривали такой вариант, поскольку подобных объектов в Татарстане достаточное количество.

Перевод земли в другую категорию, прокладка сетей — это достаточно долгий процесс. Как будет вести работу фонд, если на размер компенсации с годами повлияет инфляция?

Говорить об инфляции в данном случае неуместно – сколько заработаем, столько и раздадим.

#Диана Самохина #Интервью
Подпишитесь