Posted 22 августа 2017, 13:19
Published 22 августа 2017, 13:19
Modified 20 августа 2024, 15:13
Updated 20 августа 2024, 15:13
«Главное, чтобы непредвиденных обстоятельств не было. Если в зиму пойдем с теплом, тогда можно было бы при хорошей работе о чем-то говорить», - сказал Шаймиев в ответ на вопрос о сроках завершения работ.
На вопрос Inkazan о том, что же будут делать строители, если будут минусовые температуры, госсоветник РТ заявил, что «всегда рассчитывает на холодные зимы».
«По-сути дела, можно через тепловые генераторы поддувать теплый воздух. Это делается на стройках. Тут, конечно, объем большой. Я уже не зря шутил: если мы не закроемся, тепло дадим, то тогда мы будем греть Казанский Кремль или Казань! Над Казанью будет теплее», — сказал он.
По словам Шаймиева, темпы работ позволяют надеться на хороший результат. «Работа большая предстоит. Конечно, есть еще вопросы. Патриархат Московский взял на себя задачу изготовить иконостас и в верхнем, и в пещерном храме. Это огромный объем работ. Вы же видите, какая это красота, и сколько времени требуется, чтобы эти обязательства выполнялись. Тут есть моменты, мы рассчитываем на лучшее», — рассказал он.
О стоимости объекта Шаймиев предпочел умолчать: «Когда закончим, тогда встретимся и назовем».
Госсоветник посетовал на сложность восстановления памятника архитектуры после взрыва. «Если бы это было просто… Это старейшее здание. Мы не знаем, где и какие конструкции. Везде идут исследования, проверки: само состояние арматуры, в самом бетоне. Это очень сложно. Поэтому, как говориться, предвидеть… Мы говорим о более реальном состоянии, что уж тут сказать?!», — сказал Шаймиев.
Сегодня госсоветник, под чьим контролем находится строительство объекта, показывал собор генеральному директору ЮНЕСКО Ирине Боковой. Он представил гостью прихожанкам из Тетюш и рассказал, что Бокова очень давно помогает Татарстану. Женщины попросили Шаймиева благословить их и сфотографироваться. Шаймиев ответил, что «сам хотел им это предложить».
Первый девичий Богородицкий монастырь с деревянной церковью во имя Рождества Богородицы был возведен в 1579 году по приказу царя Ивана IV (Грозного). По преданию, на этом месте 10-летняя девочка Матрона обрела на месте строительства икону и стала впоследствии первой монахиней в новом соборе. В 1595 году вместо деревянного был возведен каменный собор во имя Явления святой Казанской иконы Божией Матери.
В 1791 году Екатерина II решила возвести на этом месте новый собор. Проект подготовил автор Таврического дворца Иван Старов. Собор разобрали, однако дальнейшие работы были свернуты из-за смерти императрицы.
В 1798 году к идее строительства вернулся Павел I. В том же году он со своими сыновьями Александром и Константином принял участие в закладке первого камня. Собор освятили в 1808 году. Объект закрыли после 1917 года. В национализированном здании в разное время располагались киностудия, пункты проживания беженцев, зернохранилище. В 1932 году собор взорвали. На территории культового строения с 1941 по 2004 годы размещалась табачная фабрика, в Крестовоздвиженском монастыре — филфак Казанского пединститута. В ходе общения с Боковой митрополит Казанский и Татарстанский Феофан неоднократно назвал восстанавливаемый собор «символом возрождения России». Гендиректор ЮНЕСКО поставила свечу в Казанском Богородицком монастыре.
Раскопки на месте собора завершились летом 2016 года. В ходе них археологи обнаружили пещерный храм под разрушенным зданием. Это единственный в мире пещерный храм, построенный на месте обретения иконы. Его возвели к 300-летию Дома Романовых. Также ученые обнаружили предметы различных эпох: посуду, монеты и то, что осталось от снаряда, разорвавшегося в соборе. Его Минниханов продемонстрировал Боковой.
Первый камень в основание и капсулу заложил патриарх Московский и Всея Руси Кирилл в ходе единственного визита в Казань. Подрядчик работ — ООО «Евростройхолдинг+», которое строило Кул Шариф.