В ходе заседания совета директоров «Татнефтехиминвест-холдинга» с докладом выступил руководитель АО «Оренбургские минералы» Андрей Гольм. Он рассказал собравшимся об использовании хризолитового волокна в строительстве дорожного полотна. По словам Гольма, компания считается мировым лидером по производству данного материала и сейчас активно осваивает российский рынок.
Докладчик отметил, что хризолитовое волокно — одно из разновидностей асбестового волокна. У материала «идеальная адгезия, замечательные армирующие свойства». Оно используется также в производстве шифера. «Армирующие свойства [волокна] попадают в битум, оно на себе держит битум», — сказал Гольм, — В два раза больше она держит битума, чем стандартная добавка. Но намного меньше стоит и у нее пониженный расход, в отличие, от ряда существующих добавок. И учитывая, что это — каменная добавка, в отличие от [другой] добавки, у нее получается срок службы дольше».
Минниханов поинтересовался у Гольма, ядовито ли волокно. Тот в ответ заявил, что «это не тот асбест, которого мы боимся». Гендиректор оренбургской компании сообщил, что экономия с километра дорог — «миллион рублей».
«Мы смотрим на экономию жизненного цикла и добавки. То есть, получается, с учетом существующей добавки, но ее нужно меньше класть. То есть, срок службы у дороги увеличивается до 30 лет», — сказал Гольм.
По словам докладчика, хризолитовое волокно не позволяет битуму высыхать и иметь температурное расширение. Минниханов ответил, что главная проблема татарстанских дорог — в резких скачках погоды с «плюса» на «минус». «Мы эту добавку взяли у буржуев. У них получаются все дороги в горах: Альпы, Пиренеи.. Там постоянно плюс-минус идет. То есть, они легко асбест используют», — сказал Гольм.
Гендиректору оренбургской компании возразил замминистра транспорта и дорожного хозяйства РТ Артем Чукин. «Мы применяли хризотоп на федеральной дороге «Подъезд к Ижевску». К сожалению, результат там получился отрицательный», — сказал он. Гольм от проведения этих работ открестился.
Чукин заявил, что хризотоп в качестве добавки использовался на пробном участке. За ним ведется мониторинг. По словам замминистра, для добавки в дорожное полотно в Татарстане используется безопасный виотоп. «По хризотопу или хризотиловому асбесту, скажем так, есть проблема с экологией и здоровьем. Как раз именно в нормах, СТО, которые у них утверждены с Росавтодором, четко написано, что все должны быть проинформированы, что хризотил асбест несет отрицательное влияние на оргазм человека. Рабочие должны быть укомплектованы», — сказал он.
Минниханов ответил, что «двигатель внутреннего сгорания еще больше отрицательный». «Знаешь, сколько денег мы сейчас на дороги тратим? На 3-4 года верхний слой у нас…», — посетовал он. Чукин отметил, что хризотоп — «всего лишь аналог виатопа» и опроверг уменьшение расхода добавки. «То есть, 5 килограммов на тонну расход и тут, и там один и тот же. Никакого тут большего, меньшего расхода нет», — заявил замминистра. Гольм сказал, что не хризотоп — аналог виатопа, а наоборот.
Минниханов поручил Чукину сделать совместно с оренбургской компанией экспериментальную дорогу, чтобы последняя утвердила собственных супервайзеров. «Вы сами умные, деньги тратить», — сказал он.
На робкое замечание Чукина о том, что в Татарстане такое полотно уже есть, глава РТ ответил: «Давайте, новые технологии используйте. Г…..е [отвратительные — прим. Inkazan] дороги делаете!». Минниханов велел главе Минтранса РТ Ленару Сафину совместно с замминистра экономики Татарстана Рустемом Сибгатуллиным определиться с участком дороги и заложить расходы.