Posted 25 сентября 2017, 06:55
Published 25 сентября 2017, 06:55
Modified 12 сентября 2022, 06:31
Updated 12 сентября 2022, 06:31
Татарстан занял 13-е место в России по размеру рынка микрокредитования во 2 квартале 2017 года. Общий объем действующих займов, оформленных жителями региона в МФО, составил на 1 июля 2017 года 3,3 млрд рублей, что на 3,1% больше, чем кварталом ранее. Такие данные приводит НБКИ.
Активный рост зафиксирован в сегменте «займов до зарплаты» - по темпам его увеличения Татарстан занял 5 место – потребность граждан в деньгах увеличилась на 21,6%. В Нижегородской области прирост составил 9,3% - регион занял 24 место среди субъектов России. Согласно исследованию НБКИ, жители России в среднем, нуждаются в дополнительных 9,7 тысячах рублей между выплатами работодателя. И эта сумма постоянно растет, сильнее всего – в возрастном сегменте 25-29 лет: за год она увеличилась на 11,5%.
Генеральный директор компании «МикроКлад» Игорь Гаврилов считает, что это связано с предъявлением МФО более лояльных требований к заемщику. Чтобы получить краткосрочный заем на сумму до 30 тысяч рублей перечень документов, кредитная история и скорость принятия решения играют ключевую роль. Директор по маркетингу компании «МигКредит» Надежда Денисова добавила, что важной составляющей рынка микрокредитования является технологичность процесса получения денег.
Однако некоторые представители рынка объясняют привлекательность микрокредитования политикой Центрального банка РФ. Весной этого года завершилась реформа данного сектора финансового рынка, в результате которой были установлены лимиты на выдачу наличных средств, а максимальный процент по микрозайму оставили на уровне, не превышающем трехкратный размер суммы долга. Рынок покинули более 1,7 тысяч игроков. «Это повлияло на рост доверия к рынку в положительную сторону», - сказал генеральный директор компании «Срочноденьги» Андрей Артаев.
По его словам, фактически весь основной объем выданных микрозаймов приходится на десяток крупных компаний, несмотря на то, что рынок насчитывает более 2,5 тысяч игроков. Артаев уверен, что политика Центробанка не привела к снижению конкуренции – скорее, она способствовала устранению незаконных моделей ведения бизнеса, с которыми было сложно конкурировать. Новые компании регистрируются постоянно, однако укрепиться на рынке, говорит Гаврилов, из-за повысившихся требований к финансовой устойчивости и соблюдению прав потребителей удается немногим.
При этом Артаев уверен, что у данного рынка есть значительные возможности для дальнейшего роста. Это, по его словам, доказывает факт регистрации некоторыми банками дочерних МФО, ведь мало кто будет приходить в невостребованный бизнес. Тем не менее, это не указывает на обострение конкуренции между МФО и банками. По словам директора Татарстанского регионального филиала АО «Россельхозбанк» Ляли Кудерметовой, микрозаймы и кредитование – это разные сегменты рынка, которые не конкурируют между собой, в том числе – за заемщиков.
«Развиваться будут оба направления – у каждого свой клиент, своя ниша, - однако больший процент доверия клиентов все-таки будет на стороне банков. Как правило, в данных организациях заемщик может оформить в кредит небольшую сумму, за крупными займами на долгий срок клиент идет в банк», - сказала Кудерметова.
Представитель компании «МигКредит» заявила, что главным трендом рынка стало разделение МФО на микрокредитные (МКК) и микрофинансовые компании (МФК). Только МФК получили право на онлайн-кредитование. Денисова уверена, что в перспективе таких компаний будет не более 100, а их портфели будут составлять порядка 70% от всех объемов отрасли. Гендиректор компании «МикроКлад» уверен, что, учитывая направленность государственной политики на переориентацию граждан на электронное взаимодействие, емкость рынка онлайн-микрозаймов будет постепенно расти.
По словам Денисовой, удобство онлайн-займов в основном в том, что их можно получить в формате 24/7 – переводом на банковскую карту. Сейчас МФО развивают и другие сферы кредитования – выдают займы малому и среднему бизнесу, займы на покупку автомобиля. «Мы уверены, что основной драйвер роста рынка микрокредитования – это POS-кредитование, в том числе в интернет-магазинах. Это серьезный пласт рынка, и он будет развиваться, т.к. все больше розничных компаний создают свои интернет-магазины, и хотят увеличивать выручку», - заявила Денисова.
Представители МФО отмечают, что в последнее время россияне стали более дисциплинированно возвращать займы. «Уровень просрочки уже не первый год остаётся на стабильной позиции – порядка 24%. Новые МФО сталкиваются, прежде всего, с высоким и нестабильным уровнем просрочки, поскольку именно к ним стремятся мошенники (берут займы на крупные суммы и пропадают), а сами организации лишь формируют собственную базу клиентов», - говорит гендиректор компании «Срочноденьги».
Гаврилов уверен, что уровень просрочки зависит от скоринговой модели, используемой компанией. Однако отмечает, что финансовая самодисциплина заемщиков, зарегистрированных через портал Госулуг РФ выше по сравнению с пользователями, прошедшими стандартную процедуру идентификации. По словам Денисовой, портрет аудитории, получающей займы, разный. В среднем это люди, в возрасте 30 лет, имеющие среднее или высшее образование, стабильную работу и достаток от 30 000 рублей.
«При этом есть случаи оформления займа и более обеспеченными клиентами, например, для того, чтобы улучшить свою кредитную историю и потом получить кредит в банке. Кроме того, клиентов МФО отличает «цвет зарплаты», так в России более 33 миллионов человек или 45% всего экономически активного населения получают «серую» зарплату. А это значит, что в банке они не могут рассчитывать на кредитные продукты», - сказала она.
Денисова сообщила, что по состоянию на 1 августа текущего года в России было 6,5 миллионов заемщиков МФО. Из них погасить долг без выхода на просрочку способны менее трети (27%). Уровень просрочки по займам «до зарплаты» выше, чем по займам на покупку определенных товаров.
«Средняя сумма займа в Казани, по данным выдачи «МикроКлад», с начала года увеличилась на 29% (5542 рублей в первом квартале против 7152 рублей в третьем квартале). Доля заявок из Казани за аналогичный период возросла с 0,5% до 1,5% в общей структуре городов России», - сообщил глава компании.