Оба руководителя «Татмедиа» — АО и республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям — возглавляли пресс-службу главы Татарстана.
Айрат Зарипов руководил пресс-службой президента Минтимера Шаймиева вслед за Иреком Муртазиным. После громкого скандала, связанного с Муртазиным, Зарипов старался быть незаметным в информационном поле. Когда Шаймиев ушел в отставку, Минниханов отправил Зарипова командовать Роскомнадзором. В 2015-м о Зарипове вспомнили и перевели в агентство «Татмедиа», вместо ушедшего в ПАО «Татспиртпром» Ирека Миннахметова.
Андрей Кузьмин в начале века был одним из самых ярких журналистов телекомпании «Эфир». Работая пресс-секретарем Минниханова, он запустил один из самых лучших сайтов регионального правительства в России — prav.tatarstan.ru. Памятуя эти заслуги своего пресс-секретаря, Минниханов отправляет Кузьмина командовать АО «Татмедиа». Это случается ровно через год после назначения Зарипова.
Агентство «Татмедиа» создал Шаймиев в 2009 году в противовес медиа-империи Андрея Григорьева. Акционерное общество с таким же названием появилось в 2007-м. Указ также подписал Шаймиев.
Григорьев к середине «нулевых» владеет несколькими телекомпаниями, радиостанциями и газетами, в том числе «Восточным экспрессом». Он абсолютным монополист на новостном рынке Татарстана. Под руководством «Татмедиа» объединяют СМИ, существующие за счет госдотаций. Возглавляет новое образование Марат Муратов.
В это время Рашид Галямов организует с группой единомышленников новостной сайт, известный сегодня как «Бизнес Online». Незадолго до этого Галямов последовательно увольняется из григорьевского «Восточного экспресса», а затем из «Татмедиа» Муратова. К 2010 году Галямов отбирает у Григорьева монополию на информацию в республике.
В 2010-м в Татарстане меняется первое лицо. Новый президент не смотрит по вечерам «Город», а читает новости в интернете. Он понимает растущее влияние «Бизнес Online». И перед «Татмедиа» ставится новая задача. Для ее решения в 2012 году руководителя меняют на молодого Миннахметова. «Татмедиа» покупает франшизу сайта РБК, однако реформирование холдинга на этом глохнет.
Параллельно с Миннахметовым аппарат главы Татарстана запускает еще один медиа-проект. Его идеологом становится человек, отвечающий за внутреннюю политику в республике — Александр Терентьев. Возглавляет проект предприниматель Ярослав Муравьев. Он скупает несколько региональных групп «ВКонтакте» и запускает новостной сайт Kazanfirst.ru. Благодаря репостам новостей с сайта в группах, ресурс быстро обгоняет по посещаемости «Бизнес Online» и сайты «Татмедиа», в том числе ИА «Татар Информ» и региональный РБК. Между Муравьевым и «Татмедиа» начинается противоборство в аппарате главы Татарстана.
Новый виток реформ в «Татмедиа» начитается только в 2016 году с приходом Кузьмина. Перемены самые глобальные за все время существования холдинга. Меняются, практически, все главные редакторы. Вместе с многими печатными изданиями «Татмедиа» отказывается от франшизы РБК, таким образом закрывая флагманский проект Миннахметова. Холдинг избавляется от старых мэтров —директора ИА «Татар-Информ» Леонида Толчинского и директора телекомпании «Казань» Мадины Тимерзяновой. Толчинский, очевидно, уходит на повышение, возглавляя журфак Казанского федерального университета. Тимерзянова — на понижение, в близкую к «Татмедиа» телекомпанию «ТНВ». Там она становится руководителем службы новостей. Телекомпанию KZN закрывают. Кроме того, Кузьмину удается выиграть аппаратную войну с Муравьевым, и Kazanfirst.ru переходит под руководство холдинга.
К 2016 году империя Григорьева терпит системный кризис. На помощь приходит старый враг в лице старых друзей Кузьмина и Зарипова. Два года подряд Минниханов говорит, что «Татмедиа» нужно работать в соцсетях, а также заниматься поиском новых каналов коммуникаций. И слушая это, Зарипов и Кузьмин направляют освободившиеся от закрытия изданий деньги в телевидение.
Кузьмин в интервью «Татар-Информ», приуроченному к 10-летию «Татмедиа», назвал основным достижением холдинга сохранение почти всех печатных изданий и их подписных тиражей. Это 98 газет — районных, городских и республиканских, а также 15 журналов. Плюс — 17 телеканалов, 11 радиостанций, 87 сайтов и «Татар-Информ». Штат сотрудников составляет 2000 человек.
«Согласитесь, что если где-то в районе закрывается печатное СМИ, то для людей, живущих там, — это серьезный удар. Фактически население большой территории лишается информации о том, чем и как живет их район. Такого допускать нельзя!» — сказал Кузьмин.
Закрытие газет и журналов — это естественный экономический процесс, которому в Татарстане противится «Татмедиа». Таким образом они лоббируют интересы своего печатного комплекса, в который при Муратове были вложены огромные деньги. С сокращением тиражей эти мощности станут никому не нужны.
Кузьмин, защищая интересы холдинга, конечно, в первую очередь, обращается к главе Татарстана. Главный довод Кузьмина: жители села не могут получать новости из интернета, как это делают люди в городе. В его словах есть тройное лукавство.
Во-первых, по данным министерства информатизации и связи РТ, по итогам 2016 года в Татарстане насчитывается 1 млн пользователей фиксированного широкополосного интернета и 2,8 млн — мобильного. Причем, интернетом обеспечены и малые населенные пункты, с численностью населения от 250 до 500 человек: 29,7 тысяч домохозяйств в 222 селах и деревнях (100%).
Во-вторых, информация в деревнях разносится намного быстрее, чем в городе. Если, к примеру, ночью в районе произойдет какое-либо происшествие, то к утру об этом будет знать весь район.
В-третьих, издания «Татмедиа» в районах лояльны к главам муниципальных образований. Поэтому они не выполнятся главную функцию СМИ: общественного контроля над работой чиновников. Таким образом, простые жители районов не могут пожаловаться в местные СМИ на свои беды.
В 2016 году Минниханов призвал «Татмедиа» активней работать с социальными сетями, 21 сентября 2017-го он напомнил, что основным способом распространения информации стали разные гаджеты, и читателям нужно предлагать оперативный и качественный контент.
1 октября Кузьмин заявил: – «Мы вместе ищем новые способы донести печатную прессу до читателя. И здесь все большая роль отводится розничной торговле».
Бюджет республики и корпорации с государственным участием выделяют около 2 млрд рублей на содержание «Татмедиа». Эти деньги — одни из самых больших в России, которые тратят регионы на подконтрольные СМИ.
Проблема «Татмедиа» таится не только в структуре самого холдинга. Стратегическое руководство агентством и холдингом осуществляется из аппарата главы Татарстана. Большое влияние на агентство оказывает Терентьев. Но главные решения, в том числе кадровые, принимает руководитель аппарата главы Татарстана Асгат Сафаров. Он является председателем совета директоров АО «Татмедиа».
Информационной политикой аппарата главы Татарстана является замалчивание острых проблем. Благодаря этому, в республике появилось много частных СМИ, флагманом среди которых сегодня является «Бизнес Оnline».
У Муравьева были силы лавировать между Сафаровым и запросами читателей. Хотя Kazanfirst.ru безнадежно проигрывал по уровню поднимаемой проблематики «Бизнес Оnline». Причиной этого были постоянные одергивания и запреты, исходившие из аппарата главы РТ. Видимо, эти одергивания и позволили, в конце концов, «Татмедиа» подмять под себя Kazanfirst.ru.
Работа Зарипова, по сути дела, сводится к курьерской: он доводит до своих сотрудников распоряжения полученные в Казанском Кремле. Таким образом, информационной политикой в Татарстане командуют люди проработавшие долгие годы в аппарате или в правоохранительных органах, и не знакомые с пиаром.
Еще одна проблема «Татмедиа» — отсутствие воспитания профессиональных кадров внутри себя. Из недр холдинга за эти 10 лет не вышло ни одного яркого журналиста. Никто из бывших сотрудников «Татмедиа» не делает карьеру в федеральных изданиях в Москве. Все люди с «именами», которые сегодня работают в «Татмедиа», пришли из вне и профессионально росли в других компаниях. Показательно, что Миннахметов, возглавив АО «Татспиртпром», на должность заместителя директора по информационной политике пригласил не человека из холдинга, где проработал 3 года, а бывшего шеф-редактора «Бизнес Оnline» Рината Билалова.