Posted 1 ноября 2017, 11:30

Published 1 ноября 2017, 11:30

Modified 11 сентября 2022, 18:22

Updated 11 сентября 2022, 18:22

Александр Терентьев: от Ильича до Нургалиевича

1 ноября 2017, 11:30
Терентьев окончил в 1983 году факультет ВМК Казанского университета. В 1987 году — Высшую комсомольскую школу при ЦК ВЛКСМ. Трудовую деятельность начал в Казанском научно-исследовательском электрофизическом институте (КНИЭФИ), с 1982 по 1986 годы работал техником, инженером отдела.

Там Терентьев начинает делать карьеру в Комсомоле, став секретарем комитета ВЛКСМ. Перед развалом Советского Союза он был сначала вторым, потом первым секретарем Московского райкома ВЛКСМ Казани.

«Комсомол — активный помощник и резерв Коммунистической партии Советского Союза. Верный ленинским заветам ВЛКСМ помогает партии воспитывать молодежь в духе коммунизма, вовлекать ее в практическое строительство нового общества, готовить поколение всесторонне развитых людей, которые будут жить, работать и управлять общественными делами при коммунизме», — гласил устав ВЛКСМ.

По словам собеседников Inkazan, «коммунистическая закваска» сформировала методы работы Терентьева. Копируя КПСС, он стал сторонником всевозможных запретов. Терентьев игнорирует критику и, в противостояние, действует всегда вопреки доводам оппонентов. Собеседники издания сошлись во мнении, что Терентьев сделал бы успешную карьеру в СССР, и был бы до сих пор верным ленинцем, если бы КПСС была у власти.

После развала СССР Терентьев продолжает работать в Московском районе. С 92 по 94-й года он председательствовал в районном Фонде молодежи. Потом стал замом, затем первым замом главы Московской районной администрации. Эту должность он занимал 6 лет.

Бунт глав 1998 года дал возможность подняться по карьерной лестнице многим молодым чиновникам. Среди них был Терентьев. Поскольку многие путчисты сидели в самом аппарате Минтимера Шаймиева, президент менял там людей. В 2000 году Терентьева пригласили на работу в Казанский кремль главным референтом организационного отдела.

Шаймиев аккумулировал вокруг себя национальные кадры. Однако это не помещало Терентьеву начать строить в аппарате успешную карьеру. Один из собеседников Inkazan сообщил, что Терентьев принес личную клятву верности Шаймиеву. Имела ли место клятва и поверил ли в нее Шаймиев — точно утверждать нельзя.

Карьера Терентьева делится на шестилетки. Только в 2006 году он из референта становится начальником управления по вопросам внутренней политики. Еще через 6 лет его должность — руководитель департамента по вопросам внутренней политики. В январе 2013-го статус Терентьева повышен, он становится заместителем руководителя аппарата, оставаясь во главе департамента по вопросам внутренней политики.

Занимаясь внутренней политикой в середине нулевых, Терентьев курирует работу с политическими партиями. Этому вопросу Шаймиев после бунта глав уделяет особое внимание. Президент лично утверждает депутатов, которые должны победить на выборах в Госсовет. Предложение по составу депутатского корпуса формирует Терентьев. Такая ситуация сохранилась и по сей день. Именно он решает, что «Справедливой России» достаточно представительства в гордуме Казани, а коммунистам можно дать несколько мест в Госсовете. Терентьев формирует депутатский корпус от Татарстана в Госдуме России и непосредственно курирует работу татарстанской «Единой России». Также Терентьев контролирует работу ЦИК Татарстана.

Долгое время Терентьев остается за кадром. В 2012 году Татарстан охватывает волна терактов. В частном доме поселка Мемдель Высокогорского района взорвалось самодельное устройство. 12 января в Казани при задержании подозреваемого в терроризме изготовителя бомбы Рустама Юсупова происходит перестрелка на ул.Химиков. 19 июля того же года в Казани убит заместитель муфтия Татарстана Валиулла Якупов. Глава ДУМ РТ Илдус Файзов становится жертвой покушения — взорван его автомобиль. Теракт открыл кампанию по борьбе с приверженцами радикальных течений в исламе на территории региона.

Сигналы о радикализации ислама в Татарстане идут от правоохранительных органов всю вторую половину нулевых. В аппарате президента их игнорируют. В начале десятых рядовые граждане, приезжая в Казань из Нижнекамска, открыто говорят о массовых радикальных настроениях среди людей южных районов республики. В 2010 в своем докладе Терентьев опровергает наличие проблемы ваххабизма в Татарстане. Как куратор внутренней политики, он пытается помешать проведению семинара "Салафизм в Татарстане: распространение, конфликтный потенциал, меры противодействия". Только в 2011 году Терентьев признает проблему в интервью «Бизнес Online».

В 2012 году Терентьев использует свои провалы в работе как трамплин для карьерного роста. Он сумел использовать теракты против начальника управления по взаимодействию с религиозными объединениями аппарата главы республики Марата Гатина. Терентьев убедил руководство, что в курируемой им сфере царит полный порядок. В результате подконтрольное ему подразделение «поглотило» проштрафившийся отдел.

В ответ на теракты аппарат главы начинает формировать общественную точку зрения, что за дестабилизацию обстановки ответственны некие внешние силы, а не попустительство при контроле за ситуацией со стороны региональных управленцев.

В Казани, которая на тот момент активно строилась к Универсиаде и была наводнена иностранной рабсилой, заговорили о проблеме мигрантов. Как считают власти, выходцы из стран ближнего зарубежья и из Азии привозят с собой радикальные течения. Незаконная миграция, превращающаяся в организованную преступность, станет лейтмотивом в докладах на ближайшие несколько лет.

Несмотря на предпринимаемые меры и задержания, теракты в республике продолжались почти два года: в 2013 году были сожжены 7 церквей, предпринята попытка запуска самодельных ракет на территорию «Нижнекамскнефтехима».

В 2014 году Центр изучения национальных конфликтов (ЦИНК) и РИА «Клуб Регионов» выпускает доклад под названием «Гроздья гнева». Авторы отнесли Татарстан, наряду с Москвой, Санкт-Петербургом, Дагестаном и Ставропольским краем, в так называемую зону риска, ситуация в которой характеризуется крайней нестабильностью.

Татарстан тогда ответил созданием Экспертного совета по общественно-политическим и этноконфессиональным вопросам при Казанском университете. Он был призван дать «правильную» картину по данному вопросу. На первом заседании выступал Терентьев. Он заявил, что факторы межэтнической напряженности из «Гроздьев гнева» к республике не имеют отношения.

«Если говорить о социально-экономической депрессии, названной авторами доклада одним из факторов межэтнической напряженности, то нельзя считать Татарстан регионом, подверженным ей. Последние данные показывают, что с каждым годом наша республика становится все более привлекательной для инвесторов. Важно отметить и то, что по уровню жизни населения мы стабильно находимся на четвертой позиции. Опережают нас только Москва, Санкт-Петербург и Московская область», — заявил тогда он.

Ученые КФУ на первом же заседании – 15 апреля – представили «правильные» цифры: например, что 70% населения региона положительно оценивают межэтнические и межнациональные отношения, а о напряженности в этой сфере заявили только 5% респондентов.

Однако спустя полтора месяца, 1 мая 2014 года, в Чистополе прошла спецоперация, в ходе которой были уничтожены экстремисты, которые, по данным Национального антитеррористического комитета, были причастны к организации покушения на Файзова и убийству Якупова. С тех пор МВД по РТ ежегодно рапортует о предотвращенных преступлениях экстремистского характера. Например, уже в 2016 году, по сообщению министра Артема Хохорина, удалось предотвратить теракт на Казанском авиазаводе. То есть радикализм никуда не делся, несмотря на «правильные» цифры, эффективнее начали работать силовые структуры, напрямую контролируемые федеральным центром.

Представители русских националистов в 10-е годы подняли проблемы численного превосходства мечетей над церквями. Терентьев в ответ на это предложил включить в подсчет заброшенные храмы, чтобы хоть немного нивелировать разрыв. Число мечетей он предложил занизить, записав часть как приходы.

В национальной политике Терентьев, говорит собеседник, является сторонником создания «ручных» нацорганизаций. Первой стало объединение кряшен с Иваном Егоровым (гендиректор «Холдинговой компании «Ак Барс») во главе. Организация получила свою газету – «Туганайлар», входящую в состав «Татмедиа». Все остальные объединения кряшен оттеснили, говорит собеседник. Причиной стали переписи населения — власти РТ, по его словам, добивались, чтобы больше кряшен записывались как татары. Собеседник считает, что в 2020 году, когда будет очередная перепись, кряшенский вопрос обострится.

Второй «ручной» организацией стало – Русское национальное культурное общество РТ, созданное в 2012 году, во главе с Виктором Носовым и Ириной Александровской. Общество русской культуры возникло еще в 90-е годы. Его лидеры Михаил Щеглов и Александр Салагаев, например, добились республиканского статуса для фольклорного праздника «Каравон». Новая, созданная по инициативе Терентьева организация, оттеснила ОРК Щеглова (Салагаев скончался в 2014 году) из Ассамблеи народов РТ. Хотя последняя организация все же смогла сохранить влияние.

Русское национальное культурное общество РТ, говорит собеседник, не поднимает проблемы русского языка в регионе. Аналогичная ситуация, по его словам, со Всемирным конгрессом татар. Нынешний глава его исполкома Ринат Закиров является лояльным по отношению к власти человеком. Националистов, утверждает собеседник, Терентев не жалует. Те, кто не проявляет лояльности, часто становятся фигурантами уголовных дел, либо их дискредитируют иными способами.

С развитием и проникновением интернета, утверждает собеседник, Терентьев столкнулся с проблемой пошатнувшейся системы контроля. Информационный поток в электронных СМИ стало трудно «держать в руках». В результате было принято решение организовать издание KazanFirst (2012 год), которое быстро набрало популярность за счет подконтрольных ему же крупных групп в социальных сетях.

"Он был в хороших отношениях с отцом Ярослава Муравьева. Все проекты Муравьева – это, безусловно, заслуга Терентьева", - пояснил собеседник, назвав помимо издания творческую лабораторию «Угол» и «Университет талантов».

Терентьев понимал, что влияние «Татмедиа» незначительное. Кроме того, политику в этом ведомстве определял начальник Терентьева, руководитель аппарата главы Татарстана Асгат Сафаров. Эту должность всегда совмещают с должностью председателя совета директоров ОА «Татмедиа». Терентьеву нужен был собственный ресурс для решения проблем, стоящих перед ним в работе.

В 2017 году медиапростанство получило нового игрока в лице Telegram-каналов. Лидером в РТ стал канал «Неудаща», активно критикующий действия руководителей региона. Муравьев передает контроль над KazanFirst «Татмедиа» и концентрируется на создании группы проправительственных Telegram-каналов. Флагманом среди них становится канал «Аппаратная». 25 октября именно этот канал написал, что аппарат главы Татарстана рекомендовал госорганам завести каналы в Telegram, а «Татмедиа» создать разнопрофильные каналы, в том числе с критическим контентом. Плюс — собственный канал департамента внутренней политики.

«Его повестку будет определять уважаемый Александр Михайлович Терентьев, а его влиятельному заму Айдару Саитгараевичу Салимгараеву поручено выстроить взаимодействие с федеральными политическими Telegram-каналами», — сообщил канал, у которого сейчас насчитывается более 3,4 тысяч подписчиков.

Терентьев всячески пытается ограничить доступ к главе Татарстана других людей. Из-за этого началась его аппаратная война против советника главы РТ Натальи Фишман. Последняя ведет себя независимо по отношению к руководству аппарата и решает вопросы по своей работе напрямую с Рустамом Миннихановым.

Терентьев сумел сформировать в чиновничьей среде репутацию Фишман, как взбалмошной и заносчивой женщины. В подконтрольных Терентьеву СМИ часто появлялись статьи о недочетах в работе Фишман, которых, надо признать, хватает. Последним информационным вбросом со стороны департамента внутренней политики стала информация, опубликованная на подконтрольном Муравьеву Telegram-канале, об отставке Фишман в декабре текущего года.

Собеседник говорит, что Терентьева очень ценят в аппарате главы республики. Он наиболее вероятный кандидат на пост руководителя аппарата главы Татарстана в случае отставки Сафарова.

За долгие годы службы он сумел избежать каких-либо коррупционных или иных скандалов, не замечен в порочащих связях. Собеседник говорит, что Терентьева коллеги иногда сравнивают с Михаилом Сусловым — секретарем ЦК КПСС, «вечным аскетом Кремля».

Эти сравнения не мешают Терентьеву передвигаться на служебном BMW X5 стоимостью в полтора его годового дохода. Зарплата Терентьева в аппарате главы республики одна из самых высоких. За 2016 год он задекларировал доход 4,5 млн рублей. Таким образом, в месяц глава департамента внутренней политики получает 375 тысяч. Выше зарплата только у Сафарова, он получает в год 6,6 млн рублей. На сайте правительства в разделе биография нет информации о супруге Терентьева. Кроме того, он не подает декларацию о доходах жены.

Подпишитесь