С 1995 по 2005 годы в Казани в три раза увеличилось число автомобилей, перед городом встала проблема пробок, решение которой потребовало не только изменений в дорожной сети, но и проведение реформы общественного транспорта. В столице Татарстана основным средством передвижения людей были «Газели» и «ПАЗики», обилие которых также приводило к заторам на дорогах.
Автобусы большой вместимости появились только в 2007 году, тогда же была внедрена новая маршрутная сеть, разработанная Санкт-Петербургским институтом транспортного развития и инфраструктуры. Реформа вызвала протесты перевозчиков и жалобы населения. В 2008-2009 году для автобусов были выделены отдельные полосы.
В октябре этого года мэр Казани Ильсур Метшин назвал транспортную систему города «одной из самых лучших в стране», добавив, что в этой сфере работают квалифицированные специалисты, которые обеспечивают стабильное функционирование всех предприятий и учреждений. Однако пассажиры знают, что общественный транспорт, мягко говоря, далек от идеала.
Часть машин автобусного парка обладает видимыми дефектами: скрипящие двери, сломанные поручни и сиденья, двигатели без крышки. Часто в автобусах возникают задымления, и пассажиры задыхаются от запаха жженой резины. На линии встречается много грязных, как снаружи, так и внутри автобусов. В феврале этого года Метшин заявлял, что средний возраст автобусного парка составляет пять лет. В 2016 году город приобрел 108 новых автобусов, 22 трамвая и 70 троллейбусов.
Градоначальник, в апреле этого года прокатившийся на троллейбусе, высоко оценил культуру обслуживания пассажиров. Хотя простым казанцам зачастую приходится сталкиваться с хамством экипажа. Значительную часть штата составляют мигранты из стран бывшего СССР, например, и водитель, и кондуктор перевозившего Метшина транспорта приехали из Средней Азии.
Вопреки радужным впечатлениям градоначальника, каждый казанец ежедневно сталкивается с тем, что водители соревнуются друг с другом, устраивая гонки на дороге, подвергая опасности пассажиров. На остановке «Кольцо» водители выстраиваются в 3 ряда, и выходящим людям с риском для жизни приходятся лавировать между машинами, чтобы попасть на тротуар. Регулярно водители вступают в конфликты – с пассажирами и между собой.
В начале ноября в соцсетях появилась видеозапись драки водителя автобуса маршрута №89 и мужчины, который отказался оплачивать проезд. Как оказалось, управлявший автобусом мужчина возил с собой в кабине - биту. Вооружившись ею, водитель бросился на пассажира. В драке пострадала кондуктор, которую уронили из автобуса. Она ударилась головой об асфальт.
На фоне таких происшествий ДТП с участием автобусов не выглядят чем-то из ряда вон выходящим. А их немало. Согласно статистике ГИБДД, в сентябре и октябре этого года в Казани произошло 21 дорожное происшествие с участием общественного транспорта, в которых пострадали 29 человек, 1 погиб. Их число растет от месяца к месяцу. Чаще всего пассажиры получают травмы от падения при резком торможении транспорта. В 2015 году после череды громких ДТП с участием общественного транспорта Метшин устроил разбор полетов на «деловом понедельнике». В АТП прошли проверки. Уволили несколько человек из числа злостных нарушителей. А потом чиновники опять забыли о проблеме.
В этом году Метшина, когда тот «инкогнито» катался на автобусе, возмутил внешний вид кондуктора, который был одет в трико с тремя полосками. Тогда мужчина, приехавший на заработки из Средней Азии, заявил мэру, что форменной одежды для кондукторов нет. Несмотря на личное участие градоначальника в этом вопросе, внешний вид членов экипажей транспорта не изменился до сих пор.
Метшину известно, что горожане недовольны работой общественного транспорта. На обсуждении создания новой маршрутной сети Казани в июле этого года он заявил, что в его интернет-приемную поступает большое число предложений от горожан, которые касаются продления маршрутов и частоты их работы.
Решением этих проблем занимается московский Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта, который за 26 миллионов рублей разрабатывает новую систему транспортного обслуживания Казани. Результаты проведенного экспертами института опроса показали, что ежедневно общественным транспортом пользуются 620 тысяч человек, из которых 85% довольны качеством услуг.
Однако достоверность этого показателя вызывает сомнения. Так, несколько тысяч жителей нового района «Салават Купере» фактически оказались в транспортной блокаде. В октябре этого года на встрече с Метшиным они заявляли, что мимо их домов курсирует только один маршрут, который постоянно переполнен. После общения мэра с горожанами из «Салават Купере» запустили автобусный маршрут до детской поликлиники №4 в Юдино, что не решило серьезной проблемы транспортной доступности района. Таким образом на окраине Казани построили густонаселенный район, в который мэр и его подчинённые забыли пустить автобус.
Кроме того, казанцы пожаловались московским экспертам на движение автобусов с опозданием и низкий уровень комфорта, а также на высокую стоимость проезда. Сотрудники института предупредили, что с введением новой транспортной системы она может увеличиться. Айдар Абдулхаков, председатель комитета по транспорту исполкома города заявил, что власть не может этого допустить. Вероятно, это вызовет волну недовольства в обществе.
В целом, новая транспортная система не станет большим шагом в развитии общественного транспорта до уровня городов с высоким качеством жизни. Троллейбусы, дуги которых постоянно соскальзывают с проводов, вызывая остановку машины и пробки, не будут заменены на электробусы по примеру Москвы – команда Метшина не хочет искать на это деньги.
Вторая ветка казанского метро не будет открыта в ближайшие 5-7 лет. Если строительство подземки продолжится сегодняшними темпами, то по расчетам Inkazan горожанам придется ждать ее запуска 123 года.
Напомним, мэра Казани избирают депутаты Казанской городской думы. Многие из них являются представителями крупного бизнеса. Поэтому Метшину невыгодно идти на прямые выборы, поскольку заручиться поддержкой населения, которое постоянно сталкивается со множеством нерешенных проблем, сложнее, чем голосами «карманной» городской Думы.