Бизнес Латыповой тесно связан с семьей мэра Казани Ильсура Метшина. Как сообщал «Коммерсантъ», супруга градоначальника Гульнара Метшина стала совладелицей бизнеса в 2011 году, получив акции от отца Рината Мухаметшина. Но еще в 2005 Метшин в интервью одной из газет признался, что имеет отношение к «Бахетле»: «Скажем так: для меня это не чужие люди».
Тогда совладельцем сети был тесть мэра. По данным «Спарк-Интерфакс», в 2003 году Мухаметшин получил 50% в ООО «Бахетле-3». Гульнаре Метшиной, согласно картотеке, принадлежит 50% в ООО «Бахетле-1», второй половиной владеет Латыпова. Кроме того, по данным «Спарк-Интерфакс», Мухаметшину с 2002 принадлежали 50%, а затем и 100% ООО «Крез и К», которое входит в группу «Бахетле» и владеет частью имущества. Сейчас 100% у Метшиной.
С тех пор, согласно декларациям, доход супруги многократно превышает заработок сановного мужа. Например, в 2011 году Метшин задекларировал 2,9 миллиона, Метшина – 49,1 млн рублей. Самым удачным у первой леди Казани, судя по декларации мужа, был 2013 год: ее доход превысил 90,7 миллионов. Однако не в один из последующих годов доход не опускался ниже 75 миллионов.
Первый гипермаркет под брендом «Бахетле» («Счастливый» в переводе с татарского) открылся в Казани в 1998 году. В интервью Латыпова рассказывает одну и ту же историю: всю жизнь была связана с торговлей. Ей занимались родители, затем она сама. В 1991 году была оптовая торговля, затем к концу 90-ых был запущен бизнес с гипермаркетами домашней еды. В 2002 году открылся первый магазин за пределами столицы РТ - в Набережных Челнах. До осени 2016 года экспансия охватывала следующие города: Казань, Челны, Нижнекамск, Москву, Нижний Новгород, Новосибирск и Барнаул. Однако такая политика, характерная для властвования Метшина на посту мэра, подвела продуктовую сеть.
Крен после расцвета
Открывшись в 1998 году и прирастая новыми магазинами в разных районах, «Бахетле» быстро полюбился жителям Казани – помимо дорогостоящих домашних деликатесов, салатов, национальной выпечки там можно было купить стандартный продуктовый набор по приемлемым ценам. Салаты и прочие готовые блюда можно продавались небольшими порциями от 100 граммов, чтобы ценник не сильно кусался. Жители регионов РФ, где были «Бахетле» полюбили татарские треугольники и другую выпечку. О «Бахетле» курсировали легенды, характеризующие магазин с положительной стороны. Одна из них: красивый маникюр как обязательное требование к кассирам – чтобы покупателям было приятно смотреть на руки обслуживающих их девушек. Однако время шло. Домашние блюда и выпечка дорожали.
«Эту сеть магазинов посещали с самого открытия, поэтому могу оценить их обслуживание и качество приготовления выпечки. Раньше лет 5 назад она была намного лучше и вкуснее, я помню, что очень ценились эти пироги, их покупали на праздники, на дни рождения. Было очень доступно, а главное очень вкусно. Сейчас про выпечку такого не скажешь, она стала очень дорогой, в качество уже не то. Теперь очень редко покупаем продукты в этом магазине», - написала пользователь Эльмира Гафиятуллина еще в 2014 году на сайте флап.рф.
«Раньше Бехетле был лучше. Сейчас это магазин для богатых. Цены там ну уж ооочень высоки. Корейская морковь за почти 500 рублей за кг.!!! А треугольники 30 рублей, но раньше то они хоть были нормального размера, а теперь такое чувство что их гномы лепят...человеку такой размер состряпать сложно...», - поддержала ее на том же сайте пользователь Евгения Власова. Отзыв датирован тем же годом.
Пользователи не ошиблись. «Бахетле» - магазин для «богатых». Известно, что под Казанью в элитном поселке, где проживает семья госсоветника РТ Минтимера Шаймиева и еще несколько семей представителей регионального истеблишмента есть свой гипермаркет «Бахетле», снабжающий их деликатесами.
В обычных магазинах качество обслуживания из года в год падало. Покупатели негласно поделили казанские гипермаркеты на «хорошие» и «плохие». В число последних попал, например, гипермаркет на Горьковском шоссе. В других городах магазины и вовсе начали закрываться, не выдерживая конкуренции.
Отступление из Нижнего: треугольники не спасли
«Бахетле» в Нижнем Новгороде открылся в конце 2014 года. На открытие приехал лично Метшин. Тогда представители «Бахетле» декларировали, что ставка будет сделана на развитие региональной сети. Ближайшими городами для экспансии называли Уфу и Самару. Однако этого не произошло. Да и в Нижнем Новгороде магазин закрылся осенью прошлого года. Он проработав не полные 2 года. Спустя год, осенью 2017, стало известно о продаже магазинов в Москве.
Запуск гипермаркета в Нижнем Новгороде наглядный пример недоработок в бизнес-модели. Рынок столицы ПФО оказался насыщен магазинам, которые готовы предложить покупателям сходный продуктовый набор, включая выпечку, но значительно дешевле.В окрестностях нижегородского «Бахетле» без преувеличения на каждом шагу работают магазины сети Spar с собственными пекарнями и кулинарными цехами, удобная логистика у гипермаркетов «Ашан» и «Лента», где тоже можно купить готовую еду.
Информация о закрытии магазина на Казанском шоссе в Нижнем Новгороде появилась в сентябре 2016 года. Однако представители «Бахетле» долго делали хорошую мину. Сначала покупателям сообщили, что магазин закрыли на ремонт. Потом на запрос Inkazan ответили, что взятые в аренду помещения в ТЦ «Фестиваль» не отвечают требованиям пожарной безопасности. Однако в самом торговом центре Inkazan сообщили, что арендатор не платил деньги согласно договору. Представитель ТЦ Марина Пылина заявила, что магазин казанской сети не выдержал конкуренции. Ее слова подтверждают события осени 2017 года, когда стало известно о продаже магазинов в Москве.
Сдали Москву
В начале октября «Ведомости» сообщили о том, что сеть «Бахетле» выставили на продажу. Спустя несколько часов казанские СМИ написали опровержение. Латыпова сообщила, что «есть намерение» продать магазины в Первопрестольной. Первый гипермаркет в столице России открылся в 2006 году. По данным официального сайта, в Москве и Московской области работают 8 магазинов, из которых один располагается на Тверской, еще один на Воздвиженке. Судя по всему, московские магазины тоже падут жертвами конкуренции.
Однако Латыпова, комментируя новости о продаже, придержалась старого доброго принципа, сказав, что так и было задумано изначально.
Лапыпова в начале октября заявила, что бизнес-модель "Бахетле" изначально предполагала, что в течение 10 лет по России будут создавать сеть магазинов, выводить их на успешный стабильный уровень развития, а затем должна последовать ее продажа. Магазины в других субъектах и Татарстане, судя по ее словам, останутся у прежних владельцев.
Новым игрокам было трудно попасть на рынок Казани. Такие сети, как «Ашан» или «Лента» пришли в Казань позднее, нежели в другие города. Первый «Ашан» открылся в 2011 году, спустя 9лет после прихода компании в Россию. За пределы Москвы сеть вышла уже в 2006-м, но так и не дошла до Казани. Второй магазин открыли в 2013, на этом развитие сети остановилось. «Лента» открыла первый магазин в 2016 году, хотя сеть в России развивается с 1999 года. Административным ресурсом развитие казанского рынка ритейла сегодня сдерживать уже невозможно, и в столицу РТ потянулись новые игроки.
Замороженная стройка под Казанью
В Казани дела у сети идут тоже не так хорошо, как хотелось бы ее владельцам. Под Казанью - на въезде в Усады - так и не началось строительство гипермаркета, которое должно было стартовать два года назад и завершиться в прошлом марте. Корреспондент Inkazan, побывав на месте,и убедился, что работы так и не начинались.
Согласно информационному щиту, в Лаишевском районе рядом с деревней Усады должен был появиться гипермаркет, площадью 6000 квадратных метров. Строительство хотели начать в марте 2015-го и завершиться весной 2016 года. Информации о заказчике и застройщике на щите нет.
Продуктовая лавка Тагира Метшина
Мэр города и его семья в качестве партнеров для бизнеса - это масса плюсов. О такой поддержке рядовой предприниматель может только мечтать. Однако в случае с «Бахетле» семейство Метшина в некоторых случаях отягощает компанию. Например, Латыпова была вынуждена ввязаться в проект с участием сына градоначальника Тагира Метшина. В 2015 году по городу начали открываться магазины под брендом «Продуктовая лавка» в формате минимаркетов возле дома. Метшин-младший и Латыпова владели сначала по 50%, потом по 45% в уставном капитале каждый. Однако спустя всего лишь год стало понятно, что новый бизнес убыточен. Магазины начали закрываться или менять локации.
В ноябре прошлого стало известно, что ООО «Продуктовая лавка» подала в Арбитражный суд иск к ООО «Бахетле-1», управляющему торговой сетью «Бахетле». Соответчиком по делу выступало ООО «Фестиваль», владеющее одноименным торговым комплексом в Нижнем Новгороде, а также ГУ МЧС по Нижегородской области.
Согласно материалам суда, у «Продуктовой лавки» образовались убытки в размере 1,2 миллиона рублей, которые компания требует возместить. Также «Продуктовая лавка» добивалась исполнения договоров аренды и субаренды от 2014 и 2016 года. 1 декабря арбитраж принял решение отказать истцам.
По итогам прошлого и позапрошлого годов, ООО «Продуктовая лавка» получило убыток 9,1 и 35,6 млн рублей соответственно.
Надо сказать, что и у управляющего сетью магазинов ООО «Бахетле-1» чистая прибыль падает, начиная с 2014 года. Тогда она составила 117,8 млн рублей. В прошлом и позапрошлым годах этот показатель снизился. До 50,5 млн рублей в 2015, а потом до 42 миллионов рублей в 2016 году.
Мэр Казани выбирается депутатами Казанской городской думы, многие из которых - представители крупного бизнеса, оказывающие поддержку градоначальнику. Метшину невыгодно участвовать в прямых выборах, так как заручиться доверием населения, которое постоянно сталкивается со множеством нерешенных проблем, сложнее, чем голосами «карманной» городской Думы, членом которой была и Латыпова до 2014 года, досрочно сложившая полномочия после выборов в Государственный совет РТ, получив один из мандатов.