Posted 2 декабря 2017, 10:47
Published 2 декабря 2017, 10:47
Modified 11 сентября 2022, 18:21
Updated 11 сентября 2022, 18:21
«Мы, налоговые органы, сегодня работаем для вас, а не вы для нас. Мы должны сделать так, чтобы наши действия были вам понятны, ясны, и ваши обязанности по налогам были вам понятны. Сегодня мы строим свою работу на принципах рискоориентированности. Мы очень понятны, открыты в своих действиях», - заявил в начале встречи Сафиуллин.
Он добавил, что ведомство располагает сведениями о 114 тысячах зарегистрированных юридических лицах и 93 тысячах индивидуальных предпринимателей. По словам главы ФНС по РТ, охват той или иной проверки налогового органа составляет только 0,3% по юрлицам и 0,15% по физлицам.
На встрече в резиденции креативных индустрий «Штаб» собралось более 3 десятков предпринимателей. Несмотря на организацию дополнительных посадочных мест, на всех собравшихся их не хватило - многие провели несколько часов мероприятия стоя. Перед началом дискуссии и общения с Сафиуллиным, прозвучали доклады руководителей отдела налоговой.
Вопреки мнению отдельных скептиков
Замначальника контрольного отдела ведомства Андрей Алешин сообщил об успешном внедрении системы онлайн-касс: по его словам, татарстанские предприниматели откликнулись и продемонстрировали деловую активность. В результате республика заняло 7 из 84 мест в России по числу зарегистрированной техники – более 37 тысяч.
Кроме того, в Татарстане работает автоматизированный анализ собранных данных – это первый пример в масштабах страны. Следом стартует второй этап, в рамках которого будут разработаны программные продукты, в частности приложение для покупателей, через которое они смогут проверить корректность выданного им чека и пожаловаться в ФНС.
«В настоящее время, вопреки мнению отдельных скептиков, внедрение данной технологии в масштабах всей страны стало реальностью. Первый этап реформы этой завершен, в России рост выручки с применением кассового поколения вырос примерно в 1,5 раза», - сказал Алешин.
В апреле этого года на совете по предпринимательству при главе РТ предприниматель Рустем Назипов заявил, что переоборудование кассы обойдется магазину в сумму от 17 до 35 тысяч рублей, плюс обучение персонала. Алешин сообщил, что согласно изменениям в законодательство бизнес может получить налоговый вычет в 18 тысяч рублей за покупку кассовых аппаратов.
Тогда же глава РТ Рустам Минниханов постановил, что магазинам в селах и деревнях, где проживают до 500 человек, не нужно будет устанавливать онлайн-кассы. Для населенных пунктов, с населением до 1 тысячи граждан, их установку отложат на 3 года, после чего будет принято решение о необходимости их внедрения.
Недостоверные сведения
Бурные дискуссии вызвали изменения, внесенные в ЕГРЮЛ. Помимо того, что теперь юрлица, боящиеся захвата бизнеса, могут «поставить блок» на грядущие изменения устава фирмы или иных данных реестра, представители ФНС отчитались о проделанной работе в части проверки уже фиксированных сведений и признании их недостоверными.
В Татарстане ведомство исключило 18,5 тысяч недействующих организаций, у 12,5 тысяч недействительным признали адрес регистрации, менее чем в 2 тысячах компаний обнаружили недостоверных руководителей, в 1 тысяче – участников. В 9 раз снизилось число случаев регистрации по массовым адресам – с 18,5 до 2 тысяч, как и самих таких адресов – с 760 до 131.
Налоговая служба напомнила присутствующим, что недостоверные сведения могут повлечь за собой административную и уголовную ответственность, закрытие счета в банке, а также признание компании рискованным партнером и ее принудительную ликвидацию. Глава исключенного из реестра юрлица лишится права учреждать или руководить компаниями в течение 3 лет.
Вопрос к руководителям возникает, если по данным налоговой службы одно лицо управляет более 5 компаниями, к фирмам – в том случае, если в одном месте зарегистрировано более 10 компаний. При этом ФНС отправляет письменные запросы на место регистрации организации, а также ее руководителям и участникам и ждет ответа в течение 1 месяца.
Вы нас тоже должны понять
Однако предприниматели выразили недовольство работой ФНС. Руководитель компании «Энигма» сообщила, что работает с 2011 года и регулярно проходит проверки налоговой, в том числе – визиты и звонки сотрудников в офис. Она регистрировалась в бизнес-центре на момент его строительства, являясь собственником помещения. Однако после проверки собственного ИНН через интернет предпринимательница узнала, что ее адрес – недостоверный.
«Я бегом в налоговую, потому что со мной люди работать отказываются из Москвы. Меня в налоговой никто принять не хочет – я в Приволжском районе зарегистрирована – пыталась попасть к Путину Евгению Алексеевичу, чтобы мне хотя бы объяснили почему так – попасть к нему невозможно", - сказала она.
Добиться встречи с начальником налоговой инспекции №4 предпринимательнице удалось только после письменного обращения – до этого с ней «вообще никто не разговаривал». Однако встреча состоится только 5 декабря, хотя письменное обращение было предоставлено 2 недели назад.
По словам директора компании, в ФНС ей не смогли назвать точный номер формы, которую нужно заполнить и предоставить для решения проблемы, но сообщили, что в случае ошибки в документе его придется повторно писать и заверять у нотариуса, что стоит денег.
«Вы нас тоже должны понять, если ваш адрес попал как адрес массовой регистрации, значит, для этого были определенные основания. У нас до сих пор есть фирмы, которые работают, в целом, если разделить по метражу, на 7 квадратных сантиметрах. Согласитесь, осуществлять деятельность просто невозможно», - ответил Сафиуллин.
Он принес извинения за руководителя налоговой инспекции, к которому сложно попасть на прием, и заявил, что руководство примет «соответствующие действия в отношении нашего начальника». «Лучше помогите», - отозвалась предпринимательница, в зале были слышны возгласы: «А зачем они тогда ходят, уточняют адреса, стесняюсь спросить».
К Сафиуллину обратился владелец нескольких промышленных площадок, пытавшийся получить от отделения ФНС в Авиастроительном районе данные о том, какие юрлица зарегистрированы на его объектах. После отказа, он обратился в прокуратуру, которая вынесла постановление о предоставлении данных, однако на сотрудников налоговой службы это никак не повлияло.
«Вы пишите письма, чтобы узнать, кто где зарегистрирован – я даже не могу узнать, кто зарегистрирован, как владелец площадки!» - пожаловался он.
Через личный кабинет мы можем отработать
«Все мы пострадавшие банков, у нас кризис банков идет, сейчас ситуация совпала с передачей (полномочий – Inkazan) между пенсионным фондом и налоговой, в результате налоговая не хочет разбираться и присылает дважды, трижды требования оплаты штрафа. Пришло требование – 17 копеек я не доплатил. Я должен не просто заплатить, а обязан явиться, иначе ко мне будут применены меры с точки зрения судопроизводства», - пожаловался Сафиуллину один из предпринимателей.
В монологе, адресованном главе ФНС по РТ, он заявил, что подобное взаимодействие является «системой отношений» между представителями бизнеса и надзорного ведомства и спросил, что нужно изменить в этой системе. «Вы зарегистрированы в кабинете юрлица? Через личный кабинет мы с вами можем отработать. Давайте разберемся, если вы считаете, что мы превысили полномочия», - ответил Сафиуллин.
Следующее обращение тоже касалось эффективности работы службы. Один из представителей бизнеса заявил, что ему нужно было получить справку об отсутствии задолженности по налогам. По его словам, бухгалтер его фирмы долгое время не могла дозвониться до ФНС, а по приезду в инспекцию узнала, что ее не примут – должен присутствовать сам предприниматель.
«Я приезжаю, Советская инспекция, – там зависли компьютеры. Я был потом у девушки, которая эту справку делала – у нее телефон бесконечно звонит. Я говорю, а почему вы трубку не берете. А она говорит: «Вы видите сколько у меня тут документов, я одна все в отпусках – что мне делать? Придите к нам на работу», - рассказал бизнесмен.
Сафиуллин заступился за сотрудников, заявив, что у налоговой «повальный объем работы» - это 2,3 миллиона состоящих на учете физических лиц, каждого из которых «надо посмотреть и еще каждый чем-то недоволен». «У нас тоже есть моменты усталости в работе, когда человек перегружен и позволил не совсем корректную фразу в ваш адрес. Мы с этим будем работать, но я думаю, что надо переходить на электронное взаимодействие», - подытожил глава ФНС по РТ.
Он попросил предпринимателя приехать в налоговую инспекцию Советского района «через 2 часа», чтобы встретиться лично с начальником отделения. «Обязательно сегодня это надо сделать?» - спросил бизнесмен.
Мы должны быть понятны
Ресторатор Нурислам Шарифулин, владелец чайхоны «P.Love» пожаловался на невозможность включить чаевые официантам в счет гостя – все большее число гостей заведений предпочитают безналичную оплату, а при включении «благодарности» в общий счет она будут облагаться налогами, в общей сложности – 42% от суммы.
"Если человек получил чаевые, это является его доходом, естественно, он должен обложить его налогом на доходы физического лица. Будет ли какое-то решение по чаевым – это вопрос к законодателю. Я считаю, что если официант получил чаевые, то официант должен, в первую очередь, их задекларировать и заплатить НДФЛ», - высказался Сафиуллин.
Глава ассоциации малого и среднего бизнеса РТ Рафик Шайхутдинов заявил, что салоны красоты терпят убытки из-за работающих на дому мастеров, которые, к тому же, официально не зарегистрированы, а значит – не платят налоги.
«Это зависит от гражданской позиции: наверняка знают, что в такой-то квартире оказывают услуги, нужно сообщить нам, мы это лицо пригласим в налоговый орган, будет данное лицо подвергнуто административному штрафу», - отреагировал Сафиуллин.
Одна из предпринимательниц пожаловалось на то, что чернила на выдаваемых кассовым аппаратом чеках выцветают в течение года так, что невозможно разобрать зафиксированные на них данные. Она поинтересовалась, не существует ли на этот счет федеральных стандартов. Присутствующие отвечали вместе, посоветовав ей делать ксерокопии чеков и заверять их печатью компании.
«Вокруг налоговых очень много «бизнесов-прилипал» - консалтинги, юридические фирмы, которые помогают людям в текущих проблемах. Я считаю, что их денежный оборот – это неэффективность налоговой службы. Я понимаю, что у вас, наверное, в какой-то степени связаны руки, но насколько вы способны с этим бороться?», - спросит у Сафиуллина один из предпринимателей.
Глава ведомства ответил, что не назвал бы такие фирмы «прилипалами», и, в принципе, считает работу налоговым консультантом «нормальным бизнесом», тем более что такая практика используется во всем мире. Чтобы не обращаться к услугам сторонних компаний он – в очередной раз за вечер – порекомендовал зарегистрироваться в личном кабинете – для прямого общения с ФНС.
«Я, правда, был удивлен, что к некоторым начальникам невозможно достучаться. Я считаю, что мы должны быть понятны, любые вопросы принимать и давать на них исчерпывающие ответы, вот это наша позиция, и не только моя, но и 4,5 тысяч сотрудников, которые в системе работают. Мы считаем, что мы очень открыты, и всю исчерпывающую информацию, которая вас интересует, в рамках налогового кодекса и законодательства, мы вам дадим», - подвел итог Сафиуллин.