Прокофьева заявила, что новый генплан предусматривает рост населения примерно до 1,4 миллиона человек. Но перспектива еще больше: «Думаю, Казань спокойно может разместить и 3 миллиона людей. У нас очень много резервных территорий — и там, где сегодня промышленность, и там, где малоэтажная застройка на периферии».
Главный архитектор в очередной раз говорит о застройке промышленных зон — в Адмиралтейской слободе, в районе улиц Родина, Аделя Кутуя. Многоэтажную застройку власти Казани хотят сосредоточить у Волги, на земле у речпорта и на «Салават Купере», который чуть ли не с начала строительства является головной болью и потенциальных жильцов, и властей.
Новый генплан власти обещали принять в конце 2018 года. Однако, со слов Прокофьевой, и в действующем сейчас есть объекты, которые нужны городу. Но на строительство которых денег нет. Более того, городские власти не предпринимают никаких шагов, чтобы изыскать средства и выполнить обязательства перед горожанами по обеспечению их дорожной инфраструктурой. Главный архитектор сообщила «Бизнес online», что для разгрузки Горьковского шоссе действующий генплан предусматривает постройку новой дороги вдоль железнодорожной ветки и еще одной – вдоль Волги от М-7 до Кировской дамбы. Кто будет финансировать стройку, на какой стадии реализация этих проектов, — ответов на эти и другие вопросы у Прокофьевой нет. Очевидно, что за оставшийся год работы по старому генплану никакие новые дороги в указанных локациях не появятся.
Настоящей издевкой выглядит в интервью обещание главного архитектора — запустить в ЖК «Салават Купере» скоростной трамвай. Помимо буксующего строительства самих домов, первые жители микрорайона, рассчитанного на 50 тысяч человек, оказались в транспортной изоляции. Им уже обещали скоростной трамвай к концу 2017 года и городскую электричку. Год заканчивается. На данный момент запущен только автобус от ЖК до поликлиники в Юдино. Прокофьева в интервью не называет никаких сроков запуска трамвая, давая жителям очередное обещание.
«Проектом генерального плана также заложены дополнительные поперечные связи, которые позволяют перераспределить транспортные потоки. Кроме того, планируется усиление связи района «Салават Купере» с центральной частью города посредством скоростного трамвая и других видов общественного транспорта», — сказала она.
Также она заявила, что «в настоящее время разрабатываются проекты дорог районного значения с территории строящегося жилого комплекса «Салават Купере» от улицы Нурихана Фаттаха (улица Осиновская) далее по улице Тэцевской до улицы Короленко». Дорогу-дублер Горьковского шоссе, по ее словам, предусматривает новый генплан.
12 декабря некоторую конкретику внес на заседании Казгордумы замруководителя исполкома Казани Ильдар Шакиров. По его словам, на 160 млн рублей в 2018 году планируется отремонтировать хибинскую и актанышскую дорогу, будет организован автобусный маршрут от улицы Н.Фаттаха до Тэцевской. Ни о каком скоростном трамвае речи нет.
Представитель инициативной группы жителей «Салават Купере» Регина Калимуллина в беседе с Inkazan задалась вопросом, откуда у городских властей могут появиться деньги на запуск скоростного трамвая до ЖК. До недавнего времени в микрорайоне, где проживает много семей с детьми, не было асфальтированных тротуаров, дорог, оборудованных знаками, дорожной разметкой и освещением. В результате, произошло несколько ДТП, в одном из которых, по словам Калимуллиной, пострадал ребенок. Жителям пришлось бороться за простейшие элементы дорожной инфраструктуры.
«В августе нам закатали дороги. В прошлую зиму мамочки с колясками и санками лавировали между грузовиками и бетономешалками на центральной дороге, потому что у нас элементарно не было тротуара. Мы нашли причастных. Тротуары и дороги должны были делать после достройки всех 22 домов, но мы же такие, всех достаем, и мы достали их», — сказала активистка.
Помимо этого, говорит Калимуллина, жители просили у властей продлить маршрут автобуса №36, чтобы он объезжал комплекс. Сейчас до остановки от 10 квартала нужно пройти километр. «В этом году не получилось почему-то, обещали в следующем», — сказала она.
Калимуллина пояснила, что к лету 2018 года городские власти обещали им дорогу-дублер, автобусный маршрут №62 по Тэцевской, а также проезд на трассу М-7. «Не знаю, как мы переживем эту зиму», — заметила она.
«Мы, конечно же, ждем, что весной работы начнутся. Нам пообещал мэр города, и пообещал публично, есть и видео, и отчет на сайте мэрии», — утверждает Калимуллина.
Не лучше ситуация и по другим транспортным артериям. Не идет речи о давно обещанной закольцовке Большого казанского кольца. Прокофьева говорит о дороговизне проекта и о планах постройки дороги и развязки с трамвайными путями через «Солнечный город», которые горожанам обещают уже не первое десятилетие.
Там сроки вообще могут уйти в будущее еще на десятки лет вперед. Город на них тратить деньги не собирается, равно как и просить помощи у республиканской казны. Все надежды возложены на федеральный центр.
«В действующем сегодня генплане Казани предусмотрено строительство транспортной развязки на пересечении проспекта Победы и улицы Губкина со сроком осуществления за расчетный период генерального плана и до 2050 года. Это очень сложный участок в транспортном отношении, но сроки строительства данной развязки зависят от выделения средств из федерального бюджета», — сказала Прокофьева в интервью.
Гендиректор ООО «МетроТрансМост» Ильдар Юсупов в беседе с Inkazan заявил, что никаких технических препон для строительства дорог в Казани нет. Другое дело финансирование, вне зависимости от того, идет ли речь о привлечении частных инвесторов или федеральной помощи. Он предположил, что городские власти не проявляют должного рвения в том, чтобы пролоббировать получение денег из бюджета РФ на постройку дорог.
«В Татарстане пробивной глава. У него все получится. Тут многое зависит именно от того, как ему преподнесут потенциальных инвесторов, и его инициатива перед федеральными службами», — сказал Юсупов.
На стадии обещаний и прожектов остается и реновация Адмиралтейской слободы. Поручение облагородить слободу Рустам Минниханов дал еще в 2011 году. Судя по словам Прокофьевой, городские власти раздумывали над ним не менее 2 лет. Прокофьева сообщила, что впервые проект планировки для Адмиралтейской слободы разработали в 2013, и на данный момент ведется очистка старого русла Казанки. Есть проект планировки от 2014 года, который, по словам чиновницы, сейчас корректирует «Казгражданпроект». В этом году компания Speech под руководством архитектора Сергея Чобана подготовила новый мастер-план района. Однако для жителей Казани в этой части Кировского района за истекшие годы ничего не поменялось.
По тому же старому руслу – суммы контрактов от ГИСУ РТ исчисляются сотнями миллионов рублей, однако результатов нет. В середине сентября ОНФ опубликовало сообщение, что администрация Кировского и Московского районов не сдержали данное в апреле прошлого года обещание облагородить земли вокруг водоема, создав там парк. Прокофьева в интервью анонсирует начало строительства здания адмиралтейства, которому на будущий год исполнится 300 лет, и парковой зоны на 2018 год. Однако нет информации ни о подготовке документации, ни об инвесторах, ни о бюджетных деньгах на эти цели. Для адмиралтейства, по ее словам, есть только эскизный проект. Уже сейчас можно сказать, что летний чемпионат мира по футболу Адмиралтейская слобода встретит в нынешнем состоянии.
Заведующий кафедрой градостроительства и планировки сельских населенных мест КГАСУ Александр Дембич сообщил Inkazan, что бюрократические проволочки в согласовании проекта реновации слободы тормозят бизнес. По его словам, заинтересованные инвесторы есть. Они готовы, по мнению Дембича, вложиться в постройку жилья и других объектов и с прошлого года находятся «на низком старте».
«Пока задерживается с точки зрения проработки проекта, его согласования, а так — инвесторы были готовы год назад начать строительство», — сказал он. Построить здание для музея реально за лето, если на то будет «воля руководства». Дембич пояснил, что не знает, выделены ли деньги из местного и федерального бюджетов.
Замминистра строительства РТ Владимир Кудряшов подтвердил Inkazan, что пока денег на финансирование реновации Адмиралтейской слободы нет. Надежды возложены на федеральный центр.
«Следующий год — это год 300-летия образования Адмиралтейской верфи. Сейчас там уже работы производятся. Есть проект федеральный, который через Федеральное агентство водных ресурсов проводится и федеральным и республиканским бюджетом — это экологическая реабилитация пруда Адмиралтейский. Там строятся уже очистные сооружения, которые локализуют выпуски ливневых стоков в этот пруд — это обязательное условие было для экореабилитации. Плюс музей Адмиралтейской верфи. Проект уже разработан, сейчас находится в Главгосэкспертизе, и мы в 2018 году надеемся, что получим заключение экспертизы, нам предоставят финансирование и начнется реализация. Безусловно, через тендер», — сказал чиновник.
Адмиралтейский пруд очищается ПСО «Казань». В интервью «Бизнес Online» Прокофьева открыто сообщила, что не владеет информацией о работе компании, когда ее спросили о завершении строительства участка Кремлевской набережной от НКЦ «Казань» до моста Миллениум. «У нас нет информации по планам ПСО, нет и проекта», — сказала главный архитектор города.
Относительно другого объекта – гостиничного коттеджного комплекса на берегу Казани вдоль Миллениума – Прокофьева смогла лишь выразить надежду, что там появится благоустроенная пешеходная зона вдоль самого комплекса: на противоположной стороне моста и у «Ривьеры». По ее словам, такое условие город выставил стройфирме Равиля Зиганшина. Она считает, что строительство «очевидно, продолжается». Однако пешеходы и автомобилисты могут убедиться, что на объекте нет ни техники, ни рабочих.
Прокофьевой задали вопрос о судьбе территории между мостом Миллениум и стадионом «Казань Арена». Отвечая на него, Прокофьева упомянула о том, что там должен появиться спортивный парк.
В 2012 году казанский архитектор Евгений Евсеев представил на суд города концепцию ландшафтного парка со спортивными площадками, например, полями для гольфа. Однако до реализации дело не дошло. В 2014 году на сайте госзакупок РФ татарстанское ГИСУ опубликовало тендер на 416,9 миллионов рублей по созданию на участке в 15 га от Миллениума до Дворца водных видов спорта парка с рабочим названием «Прибрежный». Разбить его обещали к ЧМ по водным видам спорта 2015 года. Потом на участке появилась строительная техника, но вскоре исчезла. Участок берега до сих пор остается неосвоенным.
По словам Прокофьевой, ясности с проектом парка нет по сей день. Есть некий московский инвестор (по традиции казанских чиновников, название компании не названо), который «изъявил желание» развивать территорию, но буксует оформление документов.
«У нас до сих пор нет даже полноценного эскизного проекта его намерений! Мы видели предварительную концепцию, которая была подготовлена для инвестиционного совета, но она явно не была проработана с точки зрения требований к общественной рекреационной зоне городского значения. Инвестор при этом настаивает, что не будет тратиться на его разработку, пока не решен вопрос с землей. Я считаю, что это неправильный подход. Сейчас, насколько мне известно, участок оформлен. Мы надеемся, что вскоре увидим проект и что к чемпионату мира хотя бы минимальное благоустройство этой территории будет завершено, ведь состояние ее просто удручающее», – говорит в интервью главный архитектор.
Заместитель министра строительства, архитектуры и ЖКХ Кудряшов заявил Inkazan, что раньше предполагалось разместить на этом участке динопарк, открывшийся в итоге у «Казань Арены». Будущее этой территории на республиканском уровне неизвестно.
«Однозначно это будет рекреационная зона, она не будет застраиваться точно совершенно, а что конкретно там будет — пока не готов сказать», — уточнил чиновник.
Помимо проблемы с парком, исходя из сказанного Прокофьевой, в Ново-Савиновском районе может возникнуть угроза уничтожения зеленой зоны на Гаврилова из-за строительства нового ЖК. Выносить этот проект на заседание межведомственной комиссии не будут, поскольку земли не входят в границы исторического поселения. Часть участков находится в рекреационно-ландшафтной зоне, а часть — в зоне специального назначения (Д3), где многоквартирные жилые дома входят в перечень условно разрешенных видов использования.
«По информации, полученной от застройщика («ЮИТ Казань»), с целью соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды, проект жилого комплекса разрабатывается при активном участии экологов. Были определены ценные в природном отношении участки, которые будут сохранены в первозданном виде. В то же время сам проект предусматривает организацию пешеходной зоны, ведущей от улицы Гаврилова до парка, и открытой для свободного доступа. Окончательный эскизный проект на рассмотрение еще не представлялся», — сказала Прокофьева.
Активист инициативной группы «Волга и народ против» Юлия Файзрахманова назвала участок берега Казанки на ул.Гаврилова «легкими Ново-Савиновского района». В беседе с Inkazan она сообщила, что, по ее данным, экологическую экспертизу застройщик и правда заказал. Однако, говорит она, постройка ЖК на берегу Казанки создаст прецедент, на эти земли потянутся другие застройщики. В результате массовая застройка навредит окружающей среде, причем, считает Файзрахманова, до такой степени, что флора и фауна погибнут, в том числе и в созданной первым застройщиком зеленой зоне в течение 5-10 лет. Нарушения экологии, считает Файзрахматова, может привести к повышению уровня загрязнения и, как следствие, росту онкологии и легочных заболеваний.
Плюс в этой части Ново-Савиновского района из-за парка при ЖК может возникнуть конфликт владельцев квартир с окрестным населением: первые будут считать зеленую зону частной территорией комплекса, а вторые – общедоступной рекреационной зоной, считает активист.
«Сейчас надо ставить вопрос о том, как сохранить это зеленое легкое Ново-Савиновского района целиком или с минимальным вмешательством и точкой привлекательности для всех горожан», — сказала она.
Файзрахманова подчеркнула, что экологи разработали для этого участка ул.Гаврилова альтернативный застройки проект – парк. «Он позволил ли бы сохранить всю территорию, а там более 30 га, для горожан, немного облагородив ее и проведя экологичную инфраструктуру. А в том недострое – здании университета Махариши (или на его месте) построить суперсовременный экоцентр. Это было бы образовательное, культурное, экологическое учреждение. Подобные экоцентры являются точками привлекательности при сохранении территории. В Казани таких зданий нет», — сказала она.
Активист уточнила, что председатель казанского отделения общероссийской общественной организации Социально-экологический союз Сергей Мухачев написал письмо мэру Ильсуру Метшину, предложив перенести стройку «ЮИТ Казань» на другой участок берега Казанки – за Дворцом единоборств, где на протяжении нескольких лет не могут разбить парк. Часть этой территории, говорит Файзрахманова, уже пережила намыв песка, и там можно строить дома.
«Польза будет и для города, и для коммерсантов, если мэрия пойдет на перенос строительства», – сказала Файзрахманова.