Posted 18 декабря 2017, 14:43
Published 18 декабря 2017, 14:43
Modified 20 августа, 15:19
Updated 20 августа, 15:19
Алексеева — участница правозащитного движения в СССР и постсоветской России, одна из основателей Московской Хельсинкской группы и член президентского Совета по правам человека. Церемония проходит в эти минуты. В числе награжденных Владимир Вавилов председатель правления Регионального общественного благотворительного фонда помощи детям, больным лейкемией, Республики Татарстан имени Анжелы Вавиловой.
В ответной речи, среди прочего, Алексеева сказала, что в российской Конституции права человека закреплены и гарантированы так же, как и в главных законах развитых стран. Однако по факту в России эти гарантии зачастую не работают. В числе примеров она привела конституционный запрет на пытки, который никак не помог потерпевшим от произвола в отделе полиции "Дальний".
Алексеева рассказала, что при подготовке этой речи ей звонили представители различных НКО, которые просили ее рассказать президенту о нарушении прав заключенных, тяжелом положении многодетных семей, инвалидов, находящих в соцучреждениях и так далее. "Это целое море человеческой боли", - сказала она.
Решение проблем правозащитница видит в развитии гражданского общества в России.
В ответной речи Путин привел в пример США, где активисты зачитывали на улицах прохожим Билль о правах, в ответ люди называли происходящее провокацией и грозили заявить в ФБР.
Напомним, что в марте 2012 года Татарстан прогремел на всю страну после того, как задержанный Сергей Назаров скончался в больнице, успев сообщить врачам о насилии со стороны полицейских. Этот инцидент вскрыл целую череду преступлений подобного рода. Причем, проблема остается нерешенной по сей день. В настоящее в Татарстане расследуют громкое уголовное дело в отношении полицейских из Нижнекамска. Оно получило широкую огласку после гибели 22-летнего Ильназа Пиркина. Он совершил суицид, перед которым записал видеообращение, где подробно рассказал о пытках в отделе УМВД Нижнекамска.
Подозреваемых задержали. Ими оказались сотрудники отдела по имущественным преступлениям нижнекамского УВД Гадель Рахимов, Игорь Филинов и Наиль Миндубаев. Сейчас они находятся в СИЗО. В их отношении возбуждено уголовное дело по статье "Превышение должностных полномочий с применением насилия или с угрозой его применения". Как и в случае с Назаровым, появилась информация, что Пиркин был не единственной жертвой произвола в Нижнекамске.
Случай в Нижнекамске показателен тем, что решить проблему пыток в отделах полиции Татарстана не помогла даже смена министра. Нынешний глава МВД по РТ Артем Хохорин пришел на волне скандала в ОП «Дальний».
На праздновании 100-летия ОВД в ноябре министр заявил, что не нужно из-за нижнекамского случая «переносить накопившуюся желчь на многогранную работу всего МВД».
«Отдельные „диванные комментаторы“ пытаются в прессе и интернете раздуть нижнекамский случай до вселенских масштабов, перенося накопившуюся желчь на многогранную работу всего МВД. Согласен, что случай пренеприятный и в нем, несомненно, надо разбираться, детально разбираться», - сказал он 10 ноября.
За день до мероприятия, 8 ноября, Хохорин принял участие в открытии нового отдела полиции в приволжском районе - №9 (ОП «Сафиуллина» - бывший ОП «Дальний»). Там он заявил журналистам, что МВД постоянно борется с пытками в отделах полиции.
"Дальнего нет больше. Всё кончилось. Мы с этим боремся постоянно. Что бы там не говорили про Нижнекамск. С ситуацией в Нижнекамске разберутся следственные органы", - сказал в тот день Хохорин.