Posted 27 декабря 2017, 12:08
Published 27 декабря 2017, 12:08
Modified 12 сентября 2022, 06:31
Updated 12 сентября 2022, 06:31
По словам министра, доходы консолидированного бюджета от использования государственного и муниципального имущества составили около 5 млрд рублей - на 4% больше, чем в прошлом году. Налоговые доходы, перечисленные министерством в бюджет республики превысили 786 млн рублей - на 27,5% больше плана. Доходы от приватизации составили 158 млн рублей.
Хамаев заявил, что, несмотря на ежегодное сокращение числа реализуемых объектов, поступления в бюджет не снижаются.
"Реальность такова, что в дальнейшем пополнение бюджета республики будет осуществляться практически полностью за счет возобновляемых доходов", - сказал министр. К таким доходам относятся дивиденды по акциям и прочие средства, получаемые от участия региона в капитале компаний.
По данным на 1 декабря годовой план по доходам выполнен только в 30 муниципальных образованиях Татарстана. В 24 из них доходы, по сравнению с предыдущим годом, увеличились, снизились - в одном. В то же время задолженность по договорам аренды земли и имущества составляет 400 млн рублей. Общая тенденция снижения доходов в уходящем году достигла показателя в 98 млн рублей.
"Не последнюю роль здесь играет недостаточная исковая работа, а иногда и слабая организация учета договорных отношений. Для примера - когда при смене руководителей палат приходилось с нуля создавать реестр договоров аренды, например, в Менделеевском и Мамадышском районах", - сказал Хамаев.
Министр сообщил, что в этом году государственное имущество должно было реализоваться исключительно на электронных торгах. Изменения в законодательстве, несмотря на поручение главы РТ Рустама Минниханова, проигнорировали большинство муниципальных образований. На данный момент в системе электронных торгов зарегистрированы только Альметьевский, Дрожжановский, Буинский, Алексеевский, Заинский и Нурлатский районы.
Хамаев заявил, что в соответствии с принятым в 2016 году федеральным законом "О государственной кадастровой оценке" министерство начало проводить переоценку земельных участков, зачастую участвуя в судебных заседаниях по оспариванию выведенной стоимости. Большинство исковых заявлений подают в Казани и Набережных Челнах, а также в Альметьевском и Нефтекамском районах. За 11 месяцев этого года Верховный суд РТ рассмотрел 423 дела.
При этом общее снижение кадастровой стоимости объектов уменьшило налоговые поступления в бюджет более чем на 258 млн рублей. Однако Хамаев сообщил, что принятие закона не решило существующих проблем, потому что оно говорит только о праве, а не обязанности собственников обращаться в госучреждения для оценки стоимости участков. В ряде случаев частные компании указывают завышенную стоимость земли.
В качестве примера он привел ряд участков, которые нужно было выкупить у владельца для постройки региональной трассы. Частная оценочная компания заявила, что их общая стоимость составляет 66 млн рублей, однако госспециалисты считают, что сумма значительно ниже. Сейчас министерство судится с собственником. Хамаев обратился к премьер-министру РТ Алексею Песошину с просьбой инициировать изменения в федеральное законодательство, которое бы обязало проводить оценку земель только у госучреждений.
Вопросы у министерства вызывают и сделки, заключаемые районными властями. В прошлом году проанализировали более 13 тысяч соответствующих документов, из которых 54% были отправлены на доработку. Основной причиной стала некачественная оценка стоимости муниципального имущества. Что неудивительно: по словам главы Союза оценщиков РТ Олега Булгакова, в 25 районах республики нет ни одного специалиста, который смог сдать обязательный государственный экзамен, в некоторых районах его прошли только 1-2 оценщика.
"Высокий процент возврата носит постоянный характер. Создается впечатление, что руководители палат и управлений воспринимают министерство в качестве своего рода корректора. Считаю, что пора изменить такое отношение к своим обязанностям", - сказал Хамаев.
Он добавил, что ряд сделок 13 районов вообще не отправлялся на рассмотрение в министерство, а большие вопросы вызывает достоверность информации, предоставленной другими муниципалитетами. По итогам анализа документов только у 4 районов не обнаружилось расхождения данных.
"В течение текущего года руководители палат и управлений сменились в 8 муниципальных образованиях. При этом 3 района информацию о кандидатурах не направили. Имеются случаи, когда назначенные руководители не знают даже о существовании соглашений (муниципалитетов с минземимуществом РТ - Inkazan). Некоторые из них вообще не в полной мере осведомлены о специфике деятельности. Поэтому главам необходимо обратить внимание на персональные качества подбираемых кандидатур", - сказал министр.
Руководитель Центра государственной кадастровой оценки Лена Хамзина обратилась к Песошину с просьбой закрыть бюро технической инвентаризации (БТИ) в ряде районов, в том числе - Тюлячинском: местные власти не дают госцентру выполнять заказы на межевание и оценку кадастровой стоимости земель, передавая их частникам. При этом центр не может поучаствовать в торгах на получение таких контрактов, так как их стоимость зачастую ниже 100 тысяч рублей, а электронные аукционы проводятся на большие суммы.
Песошин заявил, что такое поведение властей может говорить о фактах коррупции в районе. Он пообещал, что правительство рассмотрит просьбу Хамзиной и вынесет решение в ближайшее время.
В Татарстане до сих пор не утверждены генпланы 27 поселений. Хамаев заявил, что министерство только за этот год получило более 200 различных генпланов на согласование, из них утверждены только 44, остальные по нескольку раз отправлялись на доработку. Кроме того, в республике не установлены границы 8 районов, точное определение границ самого Татарстана также до сих пор остается под вопросом, а порядок их установки не определен.
"Нерешенной остается проблема расположения участков республики Татарстан на территории других субъектов России и наоборот. При этом на некоторых земельных участках находятся населенные пункты. Согласно законодательству, территория поселения не может входить в состав другого поселения. В связи с этим, требуется либо устранить полостные участки, что может вызвать социальную напряженность, либо проложить к ним коридоры местами длиной в десятки километров, что, по нашему мнению, нецелесообразно", - сказал министр.
Он заявил, что решить проблему могут только федеральные власти. Минземимущество РТ отправляло запросы в минюст и минэкономразвития России, однако выход из ситуации не найден до сих пор. Хамаев заявил, что федеральное правительство должно установить порядок определения границ субъектов и внести изменения в закон "Об общих принципах организации местного самоуправления".
В этом году была изменена категория использования более 1,6 тысяч гектаров земель, большая часть из которых, согласно документам, будет использоваться для нефтедобычи и пользования недрами. По словам Хамаева, зачастую жители республики получат лицензии на использование недр для своих нужд - в этом году их выдано 58. Это чревато изъятием земельных участков. Несмотря на это лицензии на коммерческую добычу ископаемых получили только 10 лиц.
Кроме того, министерство запустило льготную программу аренды объектов культурного наследия, которые находятся в неудовлетворительном состоянии и требуют реставрации. Так, теперь арендаторы получают здания из расчета 1 рубль за 1 квадратный метр. В течение 7 лет они должны провести работы по сохранению объекта.