Инициатива появилась после конфликтов из-за исков к вкладчикам двух крупных банков - "Военно-промышленного банка" и "Татфондбанка". В первом случае АСВ подало более 150 исков. Во втором, по данным Союза пострадавших вкладчиков, - 400 исков. Все они появились спустя год после того, как люди сняли деньги со счетов.
Если такие сделки признают недействительными, гражданин должен вернуть деньги банку и стать его кредитором первой очереди. Обычно он получает обратно только сумму страховой выплаты. Она составляет 1,4 миллион рублей. Из 195 обанкротившихся в последние два года организаций сделки с предпочтением АСВ обнаружил в 160.
Глава экспертно-аналитического департамента АСВ Юлия Медведева сообщила, что агентство не считает все подобные сделки мошенническими. Но в некоторых случаях их можно оспорить: если деньги были сняты за месяц до введения в банке временной администрации или при наличии картотеки неисполненных платежей.
АСВ предложило на законодательном уровне запретить оспаривать такие сделки или ограничить сумму оспаривания для физлиц. Медведева сообщила, что это может привести к тому, что в предбанкротный период снять деньги смогут только VIP-клиенты банков. При принятии второго предложения вкладчики могут быть разделены на богатых и бедных, но непонятно - по какой шкале.
Советник адвокатского бюро "Линия права" Алексей Костоваров предложил установить презумпцию добросовестности в том случае, когда снятая физлицом сумма незначительна для финансового состояния банка. "Порог незначительности лучше отдать на усмотрение судам либо определить его в размере доли от балансовой стоимости активов банка", - сказал он.
Зампред совета Исследовательского центра частного права Андрей Егоров заявил, что вкладчики могут не знать о наличии банковской картотеки. "Норму о месячном сроке надо убирать, чтобы АСВ доказывало недобросовестность клиента во всех случаях, если деньги сняты до отзыва у банка лицензии", - сообщил он.
Глава Центра защиты вкладчиков и инвесторов Артем Генкин заявил, что недобросовестные вкладчики, совершающие подобные сделки, составляют лишь 10-15% от их общего числа. По его мнению, агентство должно рассмотреть ситуации со снятием денег незадолго до банкротства банка, чтобы обобщить поведение недобросовестных вкладчиков на уровне закона.