Составление правильного прогноза пассажиропотока влияет на доходность магистрали. В том случае, если реальное число пассажиров окажется меньше прогнозируемого, финансовые потери будут возмещаться из госбюджета. При этом существующие цифры вызвали недоверие вице-премьера РФ Аркадия Дворковича. Ожидается, что в 2020 году на участке от Москвы до Нижнего Новгорода поток пассажиров составит 1,7 млн человек. В 2030 году- 5,3 млн.
ОАО "РЖД" заявило, что расчеты выполнялись Санкт-Петербургским институтом транспортных систем (СПБ ИТС) и Центром экономики инфраструктуры (ЦЭИ). По данным компании, полученные цифры были подтверждены международными консультантами. В то же время при расчетах основывались на том, что будут отменены поезда "Ласточка" и "Стриж", регулируемые Федеральной пассажирской компанией. А также электрички до Нижегородской области Центральной пригородной пассажирской компании.
Решение об их отмене до сих пор не принято. В компании "РЖД" заявили, что пригородое сообщение в Московской области не изменится. В администрации Нижегородской области опровергли отмену "Ласточек" и "Стрижей".
Вопросы корректности подсчетов возникают и касательно самого первого участка магистрали длиной в 27 километров. Здесь должны курсировать 42 пары высокоскоростных составов: федеральные и региональные поезда ВСМ, пригородные поезда. Число пассажиров, которые будут пользоваться именно ВСМ требуют уточнения. В "РЖД" сообщили, что мэрия Москвы готова выделить 20 млрд рублей для строительства этого участка.
О строительстве ВСМ от столицы до Казани, а в перспективе – до Пекина, заговорили в 2009 году. Тогда ее планировали проложить до 2018 года. Сейчас окончание строительства планируется на 2025 год. Общая стоимость проекта варьируется от 1,3 до 1,5 трлн рублей. Работы будут вестись по концессионному соглашению, в рамках которого софинансировать стройку будет китайский консорциум.