В прошлом году в Казани была создана дирекция парков и скверов. Под контроль организации перешло размещение нестационарных торговых объектов (НТО) в 15 общественных пространствах. Теперь торги на их установку проводит дирекция. Начальная стоимость каждого лота определяется их рыночной оценкой, а не кадастровой стоимостью земли.
Рыночная оценка зависит от местонахождения парка, трафика посетителей, локации точки на территории общественного пространства. Учитывается сезон размещения НТО, вид оказываемых услуг и рыночная стоимость аренды коммерческой недвижимости в этом районе. На стоимость будет влиять наличие коммуникаций и число планируемых мероприятий на территории в парке.
Этот год будет экспериментальным. В 2019 году стоимость аренды будет увязана с объемом выручки по итогам 2018-го. По словам Саетовой, это позволит сделать распределение доходов более справедливым. Однако этот вопрос прорабатывается с Федеральной антимонопольной службой (ФАС) из-за ограничений в федеральном законодательстве.
Победителям торгов будут представлены эскизные проекты объектов. "В прошлые годы бизнес нередко менял эскизники. С 2018 года ни один торговый объект не сможет начать работу на территории парка без акта контрольно-приемочной комиссии", - сказала Саетова. В нее войдут сотрудники дирекции, управлений культуры и архитектуры исполкома Казани, комитета потребрынка и администраций районов.
Однако в этом году будет проведены аукционы на право размещения бизнеса в уже существующих павильонах в парке им.Горького. Начальная стоимость таких объектов будет выше. "Мы рассматриваем возможность, что в будущем дирекция будет сама инвестировать средства в строительство торговых объектов, чтобы гарантировать их внешний вид", - сказала Саетова.
По словам Саетовой, число и назначение торговых объектов определяется при публичных обсуждениях пространств с горожанами. Архитекторы создают эскизные проекты этих точек. После того, как бизнес выиграет контракт, дирекция будет обеспечивать полное сопровождение проекта. По мнению Саетовой, это положительно скажется на развитии бизнеса и территории парков.
"Торговые объекты должны лишь дополнять структуру парка и служить сервисом для посетителей. Мы отодвинули активную торговлю от детских площадок", - сказала она. Так, родители жаловались, что "невозможно пойти в парк и не потратить 1 тысячу рублей". Дети требуют купить продающиеся рядом с площадкой товары.
Саетова заявила, что при планировании числа объектов учитывались уже имеющиеся заведения, которые забирают часть трафика. Сейчас в схему входят 13 парков. В нее не включены сквер им.Дементьева и сквер в Дербышках, так как "это компактные территории". Не выставляют на торги объекты в Лядском саду, сквере им.Аксенова и сквере им.Тинчурина.
"Это тоже небольшие парки, где нужна однодневная торговля в период проведения крупных событий. Территория парковой зоны центра семьи "Казан" также пока не размещается на аукционы в виду особого режима работы в рамках регламента FIFA", - сказала глава дирекции. В аукционах участвуют 9 парков, в которых расположится 37 объектов НТО.
Принятая схема предусматривает большее число объектов, однако дирекция решила, что 37 объектов будет достаточно. Число объектов может увеличиться в течение года. В их число входят не только киоски, но и мобильные объекты, например, продающие мороженое и сладкую вату. Аукционы на их размещение стартовали в марте. Итоги подведут в этом месяце.
"По сравнению с прошлым годом выросла начальная цена лотов. Минимальная ожидаемая прибыль от размещения НТО составит около 5,5 млн рублей. В этом году мы сами выступим в качестве субъектов предпринимательской деятельности для того, чтобы дирекция могла полностью изучить экономику такой деятельности для планирования доходов и задавать стандарты качества", - сказала Саетова.
Речь идет о стандартах обслуживания посетителей. В частности, внешнем виде объектов и сотрудников - для них будет пошита специальная униформа и разработаны "речевые модули" - как говорить с покупателем в разных ситуациях. Кроме того, будут введены современные методы оплаты, например, бесконтактная.
Дирекция будет работать в парке им.Урицкого. В обновленном культурном центре Московский обустроили кафе, поэтому здесь не будет допобъектов общественного питания - дирекция сама организует продажу мороженого и напитков. В Горкинско-Ометьевском лесу есть якорные резиденты, поэтому точки продажи напитков организует дирекция.
В этой локации будет опрбована еще одна концепция. Компания, предложившая наибольшую цену на торгах, получит обязательства по проведению культурно-массовых мероприятий. При этом она сможет использовать территорию леса для развития своего бизнеса и проведения маркетинговых мероприятий. Оператор будет выбран на 1 год. Начальная цена аукциона - 1,4 млн рублей.
В парке им.Горького учреждение будет продавать сувенирную продукцию. "Это сегмент товаров, в котором важно задавать стандарты качества. Мы планируем запустить линейку сувениров и лицензионной продукции для парков и хотим протестировать ее именно в парке Горького", - сказала Саетова. По ее словам, все вырученные от аукционов средства направят на содержание и развитие парков.
При это деньги на содержание и уборку территорий были заложены в бюджете города в рамках республиканских субсидий. По словам Саетовой, дирекция должна заработать деньги для проведения мероприятий в парках и стать самодостаточными и финансово независимыми от городского и республиканского бюджетов.
"Организация торговли в парках должны быть крайне деликатной: это не базар, не ярмарка. Нет цели добиться извлечения прибыли, важно, чтобы все сервисы были представлены для горожан, гостей столицы. Парк в первую очередь предназначен для отдыха с семьей, общения с природой, поэтому правильные цели и задачи вы ставите", - сказал мэр Казани Ильсур Метшин.