Posted 10 мая 2018, 14:57
Published 10 мая 2018, 14:57
Modified 20 августа, 14:53
Updated 20 августа, 14:53
Минниханов заявил, что в связи с прогнозируемым увеличением мусульманского населения «опережающими темпами», индустрия халяль также будет расти. «Это будет способствовать дальнейшему развитию таких халяльных секторов экономики, как исламские финансы, еда, здравоохранение, мода, косметика, туризм. Ведущие мировые компании видят в мусульманской экономике огромные возможности для развития бизнеса. Все это необходимо учитывать и в экономических стратегиях», — сказал он.
Позже муфтий Татарстана Камиль Самигуллин рассказал, что в ходе его поездки в Центр развития исламской экономики в ОАЭ ему и Минниханову представили концепцию развития халяль-lifestyle. «То есть, халяль как образ жизни», — пояснил Самигуллин. Программа рассчитана до 2020 года.
«В эту концепцию входят все сферы общественной и экономической жизни», — сказал муфтий, отметив, что по итогам встречи татарстанская сторона решила составить «дорожную карту» по развитию халяльного образа жизни для жителей республики.
По словам председателя комитета по стандартам халяль Марата Низамова, организация планирует до 2020 года разработать и внедрить более 15 стандартов «халяль» в самых различных областях.
По статистике, приведенной Низамовым, индустрия халяль охватывает 1,8 миллиардов человек по всему миру. Каждый четвертый житель планеты — мусульманин. В России насчитывается более 20 миллионов приверженцев ислама. По числу мусульман страна лидирует в Европе. Комитет прогнозирует, что их количество с годами будет расти из-за более высокой рождаемости в мусульманских семьях.
Министр сельского хозяйства и продовольствия республики Марат Ахметов заявил, что динамика потребления халяльной продукции в Татарстане составляет +15% ежегодно, по России — +10%. «Растет спрос на продукцию халяль среди граждан-немусульман, так как данная продукция выпускается под более строгим контролем, что позволяет людям больше доверять производимой, продвигаемой продукции», — сказал он.
120 предприятий в России официально изготавливают продукцию халяль. На территории Татарстана 47 таких заводов. В ходе прошлогоднего саммита Ахметов сообщил, что только 4 татарстанских предприятия смогли выйти на экспорт за рубеж — УК «Просто молоко», «Челны-Бройлер», агрофирма «Залесный», Казанский хлебобулочный комбинат.
Однако только казанский хлебобулочный комбинат, по словам Ахметова, сейчас имеет соответствующий сертификат для поставки продукции в страны арабского региона. «Готовятся к международной сертификации еще три предприятия. Одно из самых крупных — «Челны-бройлер», фермерское хозяйство «Мамаевское» и агрофирма «Залесный». Эти три предприятия представили уже весь пакет документов на международную сертификацию», — сказал он.
Сейчас комитет при ДУМ РТ решает вопрос по аккредитации и международной сертификации российской халяль-продукции на рынок мусульманских стран, рассказал Самигуллин. «Партнерство с такими странами Персидского залива, как ОАЭ, Саудовская Аравия, Бахрейн, Катар позволяет увеличивать объемы экспортных поставок халяльной продукции из Татарстана на зарубежный рынок», — сказал он. По словам Самигуллина, в России халяльный сегмент еще находится на стадии роста и «объективно еще недостаточно сформирован».
«В России заметна большая неравномерность распределения производств халяльной продукции. Хорошо представлена центральная часть России, противоположная ситуация — Восточная, Западная Сибирь, Дальний Восток и регионы за полярным кругом. В данных областях существуют высокие, но еще не реализованные возможности для халяльного бизнеса. Необходимо налаживать систему логистики и поставок продуктов в данные регионы», — сказал муфтий.
Несмотря на то, что деятельность комитета и других российских организаций по сертификации халяльной продукции регулируется федеральным правовым актом, в России понятие «халяль» законодательно не закреплено. Существует ряд вопросов, сдерживающих развитие индустрии халяль.
«Пока еще у нас нет законодательной базы, нет стандартов, которые имеют более весомое влияние на производителей халяля», — сказал Низамов. Наблюдается наличие нескольких систем сертификации халяль и отсутствие координации в процессе сертификации, пояснил он.
Кроме того, официальная статистика по производству и реализации продукции халяль закрыта, считает Низамов. «То есть, мы обращаемся, нам говорят, что не могут дать эти данные. Маркетологи компаний пока так сильно не интересуются этой темой. Халяль производят также частные подворья, сельские предприниматели, которые не применяют отчетность», — сказал он.
По мнению Низамова, необходимо внести в существующее законодательство понятие «халяль», а также подготовить законопроект о халяльной продукции. Он высказался за разработку российского национального стандарта, который соответствовал бы международным.