Posted 21 мая 2018, 07:47
Published 21 мая 2018, 07:47
Modified 20 августа, 15:21
Updated 20 августа, 15:21
Рассмотрим различные варианты на примере среднестатистической семьи из 5 человек, в которой муж работает, а жена - домохозяйка. Старшему ребенку 14 лет, он ходит на секцию по борьбе, среднему 10 лет, а самому младшему – 5 лет. Семейство владеет автомобилем Kia Rio в средней комплектации, расход топлива которого по городу составляет 8,5 литра на 100 км, а по трассе – 5,1 литра.
Данный автомобиль, который стоил 750 тысяч рублей, семья взяла в кредит под 15,8% на 5 лет и ежемесячно платит 18,5 тысяч рублей. Первоначальный взнос составлял 150 тысяч. Обслуживание авто обходится в 35 тысяч, в которые входят страховка, налоги, "случайный ремонт" и техосмотр.
Для расчета стоимости поездок мы взяли несколько контрольных точек расположения жилья и работы. Это жилые комплексы, находящиеся далеко от центра города: например, «Салават Купере» и «Весна», густонаселенные районы, как "кварталы" в Ново-Савиновском и схожие по транспортной доступности с улицами Завойского и Фрунзе. В нашей условной семье глава семейства работает либо в центре города, либо в густонаселенном Ново-Савиновском районе, либо где-то около Проспекта Победы.
Эта семья регулярно выбирается на выходные на прогулки, а еще периодически гостит у родственников. Например, к родителям отца семейства, которые живут в другой части города, они ездят один раз в месяц, как и к родителям супруги, проживающим в деревне неподалеку от Казани. Также три раза в год семья гостит у других родственников в соседних городах.
«Салават Купере», «Весна» и «Светлый»: дорогая изоляция
Данный пункт касается всех жилых комплексов, которые появились около Казани в последнее время. Они фактически находятся в изоляции от города из-за того, что нет регулярных и комфортных для всех категорий пассажиров автобусных маршрутов, несмотря на все обещания местных властей.
В случае с "Салават Купере" до города можно уехать на автобусе маршрута №36, однако некоторые дома ЖК находятся далеко от остановки. Этот маршрут пролегает через Ново-Савиновский район, минуя центр Казани, не говоря о южной части столицы.
В результате людям, живущим в «Салават Купере», приходится делать пересадки. Чтобы каждый будний день ездить от ЖК на работу в центре города, придется тратить 25-30 тысяч рублей в год. Можно попытаться сэкономить и приобрести транспортную карту, но выйдет всего на 5 тысяч рублей дешевле. Большие траты придется нести тем людям, которые живут в "Салават Купере", а работают на Проспекте Победы или в Авиастроительном районе.
В более выигрышном положении окажутся те люди, которые найдут работу в районе улиц Ямашева и Чуйкова, поблизости от которых пролегает маршрут единственного маршрута автобуса. Правда, большинству придется преодолевать расстояния от остановки до офиса пешком, что особенно тягостно в холодное время года.
Аналогичная ситуация с ЖК «Весна», который тоже связывает с Казанью единственный автобусный маршрут - №71. Он пролегает через центр города, что несколько облегчает жизнь жителям комплекса. Однако добраться до Ново-Савиновского района или до Проспекта Победы все так же проблемно.
Однако передвижение на автобусах даже с учетом пересадок все равно дешевле, чем на личном транспорте. Работники компаний, базирующихся в центре, в большинстве своем, вынуждены пользоваться платными парковками. Траты за год будут составлять около 140-145 тысяч рублей. Это чуть меньше трети от годовой средней зарплаты по Казани.
Примерно аналогичная ситуация с отдаленными районами города. Единственный плюс – там нет парковок, за которые надо платить. Минус – парковаться все-таки где-то надо. К примеру, если регулярно ездить на своем автомобиле от «Салават Купере» на работу на ул.Р.Зорге или Завойского, годовые траты составят около 50 тысяч рублей. Если найти работу в районе Ямашева, то можно сэкономить порядка 20 тысяч.
Еще один вариант – услуги такси. Но - от отдаленных ЖК до центра Казани стоимость поездки составит 300-400 рублей, в год выходит примерно 160 тысяч рублей. Общеизвестно, что стоимость поездки растет пропорционально расстоянию: если жить на одном конце города, даже не за его пределами, а работать на другом, то придется тратить в год около 200 тысяч.
В семьях, где есть дети, их нужно отводить в школу и детский сад. Если ДОУ, в большинстве случаев, интегрированы в социальную инфраструктуру новых, отдаленных от города ЖК, то школы пока есть не везде. Даже там, где школы возводят, может возникнуть дефицит мест или у родителей могут индивидуальные предпочтения, в какое учебное заведение отдать ребенка.
Ежегодно родителям придется тратить около 20 тысяч рублей на то, чтобы их дети просто добирались до места учебы. Если повезет, то школа будет находится рядом с остановкой единственного маршрутного автобуса, который ездит мимо «Салават Купере» и «Весны». Если это будет не так, то сумму можно смело умножать в 2 раза.
В рассматриваемой нами гипотетической семье старший ребенок ходит на борьбу – этот плюс еще 5,5 тысяч рублей (опять же, если повезет с местоположением секции). Личный автомобиль облегчил бы жизнь матери семейства. При этом главе семейства пришлось бы ездить на работу на автобусе.
Состоятельные жители отдаленных жилых комплексов могут отправлять своих детей на такси – в год на такие поездки придется потратить около 150 тысяч рублей. Сэкономить вряд ли получится, а отправлять ребенка пешком от остановки на большие расстояния одного небезопасно.
Главная проблема с такси – утренний и вечерний высокий спрос, когда машину можно просто не дождаться. Например, Gett отказывается отправлять своих водителей в Куюки, так как это слишком далеко от них – там просто не считают их частью города.
Ежемесячные визиты к родителям супругов на личном транспорте обойдутся дешевле примерно в 4 раза, чем на автобусе. В год на то, чтобы съездить к бабушке и дедушке, живущим в другой части города, на общественном транспорте придется потратить около 5 тысяч рублей, тогда как расходы на личном авто составят примерно 1,5 тысячи рублей.
Аналогичная ситуация и с деревней где-нибудь в Рыбно-Слободском районе. Чтобы добраться туда на общественном транспорте всей семьей, необходимо потратить в год около 28-30 тысяч рублей. Тогда как на личном авто такие поездки обойдутся в 10 тысяч. Эти суммы также сопоставимы с путешествиями в другие города.
Не стоит забывать, что семье нужно регулярно ездить в город за продуктами, плюс развлечения - кино, прогулки в парке. Если так ездить каждые выходные, то всего будет уходить около 5 тысяч в год, как на общественном транспорте, так и на личном автомобиле. Однако в последнем случае еще придется искать парковку для Kia Rio: у ТЦ бесплатные стоянки есть, а вот с парками есть проблемы.
Тяжелее всего жителям ЖК «Светлый». От них тоже курсирует всего один маршрутный автобус. При этом жители регулярно жалуются на большие интервалы между автобусами, их вместимости не хватает на всех желающих. Официально маленький МАЗ посещает поселок Куюки каждые 15 минут, однако часто люди могут ждать по полчаса и более.
Чтобы успеть на работу в центре города к 9 утра, из дома выходить, как минимум, за два часа, так как время поездки составляет примерно 1,5 часа, плюс время на ожидание транспорта. Если жить в ЖК «Светлый» и работать, например, где-нибудь на Ямашева, то придется тратить на общественный транспорт десятки тысяч рублей ежегодно.
Проблемы с личным транспортом и такси у жителей "Светлого" тоже значительнее. Например, из-за проблем с дорожным покрытием автомобиль придется ремонтировать куда чаше. Ремонт подвески на Kia Rio обойдется примерно в 10 тысяч рублей.
Услуги такси для жильцов ЖК "Светлый" тоже будут дорогими, плюс - постоянная нехватка машин. Еще дороже свои услуги оценивают водители-частники. Если на официальном такси от ЖК «Светлый» до центра Казани можно доехать примерно за 350-400 рублей, то «бомбила» может потребовать 500-600.
Квартал: счастье в простоте
Куда легче в плане транспорта жителям Ново-Савиновского района. Он связан множеством различных видов общественного транспорта с другими районами города, и напрямую можно доехать до любой точки Казани. Именно поэтому расходы главы нашего семейства на дорогу в офис будут примерно одинаковыми при любом раскладе – около 12-13 тысяч, а если еще и подключить специальный тариф по транспортной карте, то можно сэкономить еще до 4 тысяч рублей.
Другое дело – автомобиль, который продолжает «съедать» семейный бюджет просто своим существованием. В центре Казани есть парковки, в год за которые нужно заплатить порядка 111 тысяч рублей в год (при условии, что автомобиль оставили на платной парковке на весь рабочий день, то есть на 9 часов).
Плюсом проживания в Ново-Савиновском районе города является социальная инфраструктура. Она поможет сэкономить массу времени и денег. Ребенок может даже самостоятельно доехать на транспорте до практически до любой школы. Например, на поездки для двух детей в школу в Советском или Авиастроительном районе за год придется заплатить в районе 20 тысяч рублей, прибавим к этому 5 тысяч за секцию. Все равно получается около 2 тысяч рублей ежемесячно.
И если для той семьи, которая живет в «Салават Купере», необходим, по сути, еще один автомобиль, то живущие в Ново-Савиновском могут обойтись и одной машиной на всю семью.
Окраина: проведите нам метро!
Районы вроде Проспекта Победы, улицы Максимова или Фрунзе по сумме транспортных затрат почти ничем не отличаются от "кварталов", однако добираться оттуда в центр чаще всего приходится обходными и долгими путями. К примеру, Кировский район, автобусы из которого ездят только через Льнокомбинат и площадь Восстания.
Спокойно оттуда нельзя уехать только на юг города, потратив либо много времени, либо денег. Несмотря на обилие общественного транспорта, его все равно очень мало. Один из жителей города Артур Х. регулярно жалуется, что единственный ездящий от его дома автобус появляется очень редко, чем вызывает искреннее негодование горожан.
Жители этих мест частенько говорят, что им необходимо метро. Недавно главный архитектор Казани Татьяна Прокофьева заявила журналистам, что Казань не откажется от строительства второй ветки метрополитена. Однако появление второй ветки станет возможным только при условии федерального финансирования. Самый вероятный ответ на вопрос о начале постройки второй линии - никогда.
Личный автомобиль и для жителей Кировского района города - это тоже постоянный источник трат. В центр на работу (с парковкой) расходы могут составить около 130 тысяч рублей за год, а если ехать на другой конец города – всего 20 тысяч рублей.
На парковку в Казани люди вынуждены ежегодно тратить огромные деньги.
Поездки на такси во всех случаях выходят значительно дороже, чем другие виды транспорта. К примеру, ездить на работу от «Салават Купере» до Проспекта Победы – это 220-225 тысяч рублей в год, в центр несколько дешевле – около 160 тысяч рублей. Из Ново-Савиновского района или с улицы Фрунзе, то получается чуть меньше – в районе 80-100 тысяч рублей за год.
Но в отличии от автовладельцев у пользователей служб такси есть преимущества. Им не нужно ремонтировать автомобиль, оформлять страховку (порядка 10 тысяч), платить налоги (около 4 тысяч рублей), тратиться на решение проблемы с парковкой. Получается, что в центр города на работу ездить выгоднее на такси, а не на своем личном автомобиле. А общие траты на содержание автомобиля в Казани составляют от 300 до 400 тысяч рублей. И это при условии, что в среднем казанцы зарабатывают 393 тысячи в год.