Глеб Никитин: новое поколение управленцев в регионах

24 мая 2018, 09:20
Нижегородская область с приходом нового губернатора Глеба Никитина стремительным развитием претендует на возвращение негласного статуса региона-лидера ПФО. Сейчас таковым является Татарстан. Соседний регион во много идет по стопам РТ, усиливаясь в тех областях, где республика стагнирует.

40-летний Глеб Никитин сменил на должности главы Нижегородской области Валерия Шанцева 26 сентября 2017 года. Его предшественнику в прошлом году исполнилось 70 лет. Шанцев управлял регионом с августа 2005 года. Никитин — такой же варяг, как и Шанцев. Первый — коренной питерец, второй — москвич, хоть и родился в Костромской области.

Никитин ранее занимал пост первого замглавы министерства промышленности и торговли РФ. Его сразу окрестили ставленником госкорпорации «Ростех». Когда Никитин работал в Росимуществе, СМИ связывали его с главой «Роснефти» Игорем Сечиным. По их данным, гендиректор нефтяного гиганта заметил молодого чиновника, будучи председателем совета директоров «Роснефти». Тот представлял в органе сторону государства.

У Никитина нет своей команды. Пока он работает с замгубернаторами из кружка Шанцева. По словам нового главы региона, он будет менять структуру правительства в нынешнем году. Сейчас в регионе реализуется программа «Команда правительства». Она отбирает кадры для Никитина со всей страны. Участниками программы участниками могут стать граждане России в возрасте от 25 до 50 лет, с высшим образованием, наличием профессионального стажа не менее 5-ти лет и отсутствием судимости.

Такие социальные лифты отсутствуют во многих регионах России, в том числе, и в Татарстане. Ротация кадров в исполнительной власти происходит, но в большинстве случаев не вертикальная, а горизонтальная. Напомним, что в последние месяцы на открывшиеся вакансии министров экологии и лесного хозяйства перекинули двух районных глав – Александра Шадрикова и Равиля Кузюрова, пост главы минобрнауки занял депутат Госсовета Рафис Бурганов. Ни у кого из них нет опыта работы по профилю, как и у нового министра экономики – Фарида Абдулганиева. Только одного - министра здравоохранения РТ – выбрали из числа тружеников отрасли: на повышение пошел главврач горбольницы №7 Марат Садыков.

Никитин смог привлечь в Нижегородскую область Сергея Капкова, бывшего патрона помощницы главы Татарстана Наталии Фишман, но и других своих экс-коллег. Так, экс-сотрудник Росимущества Сергей Баринов получил пост министра имущественных и земельных отношений Нижегородской области. Бывший замдиректора департамента стратегического развития и корпоративной политики федерального минпромторга Сергей Ефимов занял должность министра информационных технологий и связи региона.

После назначения молодого технократа в регион, начался слом старых элит Нижнего Новгорода. Так, с конца декабря 2017 года в СИЗО пребывает бывший глава столицы региона Олег Сорокин. В международный розыск объявили бывшего замглавы горадминистрации Сергея Миронова. 22 мая суд заочно арестовал бывшего сити-менеджера Нижнего Новгорода Олега Кондрашова. В СИЗО пребывает депутат областного Заксобрания Александр Бочкарев.

В Татарстане коррупционные скандалы возникают регулярно. Однако, как правило, за всех отвечает один. Например, в деле о хищениях в «Татфондбанке» по сути остался только один фигурант – Роберт Мусин, председатель правления. К главе совета директоров, экс-премьеру Татарстана Ильдару Халикову у правоохранительных органов вопросов не возникло. Уйдя с поста главы правительства на фоне скандала с крахов ТФБ, он получил новый пост – гендиректора УК «Татэнерго». В середине февраля должность министра здравоохранения оставил Адель Вафин. В мае стало известно, что причиной отставки послужил конфликт интересов: будучи министром, Вафин руководил кафедрой в КГМУ, куда устроил других работников министерства. Плюс – подмял под себя целевой набор в вузе, раздавая места «золотой молодежи». С марта этого года Вафин трудится на новом месте – советника ректора КФУ.

Новый Нижегородский губернатор обратил внимание на местные элиты не случайно. В течение последних 10 лет фокус в области смещался на Нижний Новгород и разборки среди руководства города. От этого пострадали жители столицы региона. В борьбе за место под солнцем элиты забыли о том, что в Нижнем Новгороде нет единой транспортной схемы, гибнет культурное наследие, жители региона массово уезжают на ПМЖ в Москву. Из-за того, в Нижнем Новгороде не было крепких хозяйственников, город существенно отстал от других столиц регионов ПФО.

Одно из жестких решений Никитина — установление одноглавой системы управления Нижним Новгородом. Он пролоббировал на пост мэра депутата Госдумы РФ, нижегородского ресторатора Владимира Панова. Политик не имеет своей команды, оставаясь независимым. Панова в регионе также называют «технократом»: он отчитывается только перед Никитиным и походит на него стилем управления.

С приходом нового руководителя региона в Нижегородской области начали решать застарелые проблемы. Например, столицу обещают в ближайшее время избавить от знаменитых далеко за ее пределами синих заборов. Их совокупная длина настолько огромна, что жители называют город «Синезаборском». Одна из таких конструкций закрывает Нижне-Волжскую набережную. Ее установили еще в 2005 году. За перекрытием скрывается роскошный вид. Через дорогу от набережной расположен банк Рукавишниковых — необычное здание со шпилями, стремящимися в небо.

Сейчас набережную активно реконструируют. Никитин заявил, что синий забор, закрывающий территорию — «издевательство над нижегородцами». Неравнодушные горожане предложили торжественно снести конструкцию. Глава региона заявил, что демонтаж состоится после завершения благоустройства. На данный момент сообщается, что работы выполнили на 90%. Закончить их обещают в этом году.

Казань пока располагает только одной благоустроенной набережной. Точнее ее участком в 1 км. Это инвестиционный проект компании ПСО «Казань», которой руководит депутат Госсовета Равиль Зиганшин. Открыли Кремлевскую набережную к Универсиаде-2013. Были обещания дотянуть ее до моста Миллениум. Однако уже пятый год, кроме дорожек с твердым покрытием на этом участке берега Казанки, ничего нет. Идея, которую в 2014 году озвучила главный архитектор Казани Татьяна Прокофьева, по обустройству в городе единой набережной по берегам этой речки и Волги так и осталась идеей.

Еще один проект, который застопорился в Казани, но реализуется в Нижнем Новгороде, это строительство метрополитена. К ЧМ-2018 там открыли новую станцию метро «Стрелка». Сейчас правительство региона прорабатывает вопрос привлечения федеральных средств на строительство еще двух станций — «Сенная» и «Волга». Проектная документация для них уже готова. «Сенная» относится к Автозаводской линии метрополитена. Планируется, что эта станция метро улучшит обслуживание 600 тысяч человек. Строительство «Волги» может увеличить пассажиропоток на 15%. Она будет относиться к Сормовско-Мещерской линии метрополитена.

В Казани по сей день не открыта конечная станция первой ветки – «Дубравная», которую начали строить в 2015 году. Ее обещали открыть и в 2016-м, и в прошлом году, и к 9 мая нынешнего года. Однако не произошло по сей день. Судьба второй линии неизвестна. В новом генплане до 2035 года новых станций нет. Главный архитектор Казани Прокофьева заявила на днях от проекта, но только за федеральные деньги. А их не предвидится.

Первые 5 станций метро в Казани открыли в 2005 году к 1000-летию города. Источником финансирования стала российская казна. Общий объем федеральных вливаний в строительство различных объектов к празднику превысил 80 миллиардов. Следующая волна развития и постройки инфраструктурных объектов (спортивных, транспортных, включая метро, и других) была приурочена к Всемирным студенческим играм 2013 года. Российский бюджет выделил столице Татарстана 67 миллиардов. После этого федеральные вливания в регион сократились в разы. Для сравнения: к ЧМ-2018 регион получил от России 1,9 млрд рублей. Программу в 2016 году сократили до этой суммы на 20%. Естественно, остались трансферты на различные статьи расходов в бюджете республики: здравоохранение, образование и так далее. В 2020 году Татарстан будет праздновать 100-летие ТАССР. Однако ни о какой масштабной программе строительства в честь торжественной даты, как это было с 1000-летием, информации нет. Значит, не будет и федеральных денег, на которые в регионе привыкли развиваться и отстраивать город.

Никитин обратил внимание на одну из самых длинных улиц Нижнего Новгорода — Ильинскую. Несмотря на ценность для города, улица Ильинская сейчас выглядит удручающе. Деревянные постройки с ажурными наличниками там развалились. Часть домов оштукатурена, однако их фасады расписаны граффити. Предприниматели вешают на ценные особняки тяжелые вывески, которые не украшают улицу. В мае 2018 года губернатор презентовал главе минэкономразвития РФ Максиму Орешкину программу восстановления ул. Ильинской. Проект планируют реализовать к 2021 году. На этой улице 49 из 169 зданий являются объектами культурного наследия.

В Казани исторические здания, до того момента ветшавшие и разрушающиеся, начали активно восстанавливать в начале «десятых». В 2011 году у главы региона появился помощник по сохранению архитектурного наследия. Олеся Балтусова до назначения на пост вела активную деятельность, чтобы привлечь внимание к проблеме: одиночные пикеты, экскурсии, воззвания к властям. После ее назначения в Казани развернулась активная работа по передаче исторических объектов инвесторам, чтобы те восстановили их за свой счет и приспособили под современную эксплуатацию. Только одна компания «АС «Менеджмент» вложила в реконструкцию исторического центра 6 млрд рублей. Однако к 2016 году, когда миновали международные мероприятия миновали, работа по восстановлению исторических объектов начала затухать.

В 2017 году стало понятно – город вернулся в «лихие 90-ые», когда, помимо прочих проблем, по стране горели старинные дома, занимающие ценную для застройщиков землю по новостройки. В апреле прошлого года в столице РТ в один день сгорели сразу 2 таких объекта - фабрично-торговое товарищество братьев Крестовниковых на ул.Тукая, 113, построенное в середине 19 – начале 20 века, и дома Б.-Ф. Я. Багаутдиновой, 1873 года постройки (Марджани, 44). Спустя несколько месяцев, на ул.Восстания горело здание Казанской киностудии. На днях сгорел дом известного профессора-офтальмолога Адамюка, построенный в 1867 году. Помощник главы РТ давно устранилась от проблем гибнущих старинных домов.

Нет в Татарстане решения еще для одной «культурной» проблемы – поддержки сувенирного промысла. Город, который рассчитывает принять в этом году 3 млн туристов, наводнен дешевыми сувенирами, преимущественно китайскими. Изделия местных умельцев существуют. Их регулярно демонстрируют руководителям региона и журналистам. Эти изделия и правда хороши. Но поставить торговлю ими на поток в регионе по сей день не могут. В Болгарском музее-заповеднике гостям предлагают купить на память о визите тот же ширпотреб, что и в придорожных лавках на каком-нибудь дешевом турецком курорте.

Никитин, по приезду в Нижегородскую область, ознакомился с состоянием всех крупных предприятий региона. В частности — семеновское АО «Хохломская роспись», сохраняющее старинный русский народный промысел. Традиционно подобные предприятия существуют благодаря господдержке. Никитин заявил о необходимости сохранять хохлому в Нижегородской области и развивать наследие региона.

Гордума Нижнего Новгорода в большинстве представлена собственниками и руководителями МСБ и предприятий региона. В феврале 2018 года председателем гордумы стал гендиректор завода "Красный якорь" Дмитрий Барыкин. Предприятие выпускает якорные цепи. Его кандидатуру поддержал Никитин. Назначение шло в курсе региона на развитие предпринимательской активности. Бюджетники в составе депутатов гордумы — в меньшинстве. Такая же ситуация — в Законодательном собрании Нижегородской области. Подавляющее число его депутатов представляют сектора экономики — строительство, тяжелую промышленность.

В Казани городская дума, в большинстве своем, это работники бюджетной сферы, миллионеры-бизнесмены, а также сыновья руководителей крупных предприятий республики, чьи отцы заседают в Госсовете Татарстана. В результате и казанский, и республиканский депутатские корпуса оторваны от проблем малого и среднего бизнеса насколько это, вообще, возможно.

Нижегородский губернатор в декабре 2017 года новый глава региона заявил о создании «Корпорации развития Нижегородской области». Организация призвана развивать сотрудничество властей с местным бизнесом и привлекать инвесторов. Корпорация — своеобразный аналог Агентства инвестиционного развития республики. В частности, она займется созданием промышленных парков.

В состав совета директоров «Корпорации развития Нижегородской области» вошли не только чиновники, но и общественники и депутаты.

Никитин, придя к власти, сразу заявил о снижении в области последние годы иностранных инвестиций в основной капитал. Он активно встречается с иностранными делегациями на территории Нижегородской области. В мае 2018 года он открыл в Дзержинске промышленную площадку по производству гондол для ветроэнергетических установок. На мероприятие прибыл предправления «Роснано» Анатолий Чубайс.

Проект, по оценкам региональных властей, привлек в область порядка €5 миллионов. По словам Никитина, Нижегородская области будет расширять сотрудничество с «Роснано». Партнерами выступили Vestas Wind Systems A/S и Fortum. Последняя стала партнером госкорпорации в Фонде развития ветроэнергетики. Vestas отвечала за поставку оборудования. В этом Нижегородская область опередила Татарстан, где с лета прошлого года активно обсуждали проекты по ветроэнергетике, в том числе с тем же Чубайсом. Однако в РТ все пока только подбирают земли под будущие ветропарки.

#Политика #Новости #Ильдар Халиков #Метро #ПАО "Татфондбанк" #Нижний Новгород #Татьяна Прокофьева #Канатная дорога в Казани #Кремлевская набережная Казань
Подпишитесь