Posted 25 мая 2018, 13:26
Published 25 мая 2018, 13:26
Modified 17 сентября 2022, 15:06
Updated 17 сентября 2022, 15:06
По мнению президента, в основе развития мировой экономики лежали два фактора — свободы предпринимательства и устойчивость правил, которые ее обеспечивают.
«Однако сегодня мы наблюдаем даже не эрозию, я говорю это с сожалением, а, фактически, подрыв этих основ. Система многостороннего сотрудничества, которая выстраивалась десятилетиями, вместо естественной, необходимой эволюции, ломается, причем — достаточно грубо. Правилом становится нарушение правил. Открытость рынков и честная конкуренция постепенно вытесняются разного рода изъятиями, ограничениями, санкциями», — сказал он, заявив, что санкции стали «вполне официальным инструментом торговой политики многих стран».
Путин считает, что усиление протекционизма в мировой экономике началось 5-7 лет назад. «В 2010 году ВТО было нотифицировано 37 соглашений о свободной экономике. В прошлом году — только 10. И есть ощущение, что их число будет и дальше сокращаться. Если прежде в ходу были классические формы протекционизма, что, конечно, тоже вызывало сожаление, но все-таки, такие как: дополнительные импортные пошлины, технические требования или скрытые субсидии. То сегодня речь идет о новом издании протекционизма, об использовании, очевидно, надуманных предлогов, о ссылках якобы на интересы национальной безопасности для подавления конкурентов или вымогательства уступок», — сказал он.
Президент заявил, что в глобальном масштабе ограничения со стороны одного государства грозит «самыми негативными, если не разрушительными последствиями». «Тем более сейчас, когда пренебрежение существующими нормами и утрата взаимного доверия могут наложиться на непредсказуемость, турбулентность колоссальных технологических перемен. Такое стечение факторов способно привести к системному кризису, с которым мир еще не сталкивался и давно уже не сталкивался. Он затронет всех без исключения участников мировых экономических отношений», — сказал он, пояснив, что ситуация может отбросить мировую экономику в эпоху натурального хозяйства.