Posted 22 июня 2018, 09:37

Published 22 июня 2018, 09:37

Modified 17 сентября 2022, 15:11

Updated 17 сентября 2022, 15:11

Жесткий с властью и тихий с народом: 5 месяцев Здунова в Дагестане

22 июня 2018, 09:37
В феврале главу минэкономики РТ Артема Здунова назначили премьер-министром Дагестана. Ставленник федерального центра, он должен навести порядок в сотрясаемом скандалами регионе. Однако политологи заявляют, что условия для его деятельности еще не сформированы, а переход Здунова на федеральный уровень — маловероятен.

Здунов родился в Казани в 1978 году, здесь же закончил Казанский финансово-экономический институт. В 2010 году стал замминистра экономики РТ, спустя 4 года занял министерское кресло. На этом посту он пережил крах ПАО «Татфондбанк». В 2017–2018 году Здунов принял участие в организованном президентом РФ проекте «Кадровый резерв», так называемых «курсах будущих губернаторов».

В январе этого года собеседники Inkazan в кабмине РТ сообщили, что он может быть назначен врио премьер-министра Дагестана. 7 февраля его кандидатуру утвердили депутаты региона. В то же время собеседник Inkazan в правительстве РТ сообщал, что Здунов не хотел менять место работы. Но уже 7 февраля он впервые выступил перед парламентом Дагестана, пообещав включить регион в федеральные программы и привлечь инвестиции.

Дагестанцы восприняли назначение «варяга» неоднозначно. 8 февраля у здания правительства республики прошел одиночный пикет против назначения выходца из другого региона. В соцсетях часть пользователей обвинила протестующего в поддержке отправленного в отставку правительства, заявив, что важна не национальность, а работа главы правительства.

Спустя неделю Здунов предложил главе субъекта Владимиру Васильеву новую схему управления регионом: существенно сократить кабмин и закрепить за собой финансовую и экономическую сферы. Впоследствии своими указами премьер-министр уволил 14 чиновников. 7 человек ушли по собственному желанию, еще столько же — по причине сокращения должности.

В целом, его назначение совпало с массовыми чистками среди чиновников Дагестана. В январе спецгруппа Генпрокуратуры РФ возбудила в регионе более 70 уголовных дел на представителей власти. Перед отставкой правительства задержали премьер-министра региона Абдулсамада Гамидова и двух его заместителей. По данным следствия, они и экс-министр образования Шахабас Шахов похитили 95 млн бюджетных рублей.

Еще до назначения Здунова в правительстве региона, сотрясаемого чередой громких увольнений, задержаний и коррупционных скандалов, негативно отреагировали на приход человека со стороны. В феврале в соцсетях и ряде местных СМИ начала появляться информация о некомпетентности и коррумпированности экс-министра РТ.

«Она (ситуация — Inkazan) там чрезвычайно тяжелая: это прецедент, когда очень масштабные проверки и зачистки предыдущих организационно-финансовых схем. Поэтому я думаю, что опыт работы, который он поучил за этот срок, беспрецедентный в любом случае», — заявил Inkazan доцент факультета политологии МГУ Максим Вилисов.

Местные чиновники опасались, что премьер-министр будет назначать на руководящие должности своих людей. В середине февраля его советником стал экс-глава Гарантийного фонда РТ Дилюс Шавалиев, в Татарстане известный в связке со скандалами вокруг госсубсидий. Спустя 2 месяца он покинул должность по собственному желанию.

Будучи татарстанским министром, Здунов сыскал себе репутацию «человека в сером костюме»: он был сдержанным, как на совещаниях, так и в общении с прессой. О его личной жизни было практически ничего неизвестно. Дагестанские СМИ отмечали, что после назначения у Здунова появился новый аккаунт в Instagram, однако посты в нем дублировали записи на сайте правительства.

На премьерской должности Здунов изменил стиль управления: местная пресса писала, что во время заседаний и выступлений он требователен, строг, а порой резок со своими подчиненными. Показательным стал демонстративный уход с совещания по подготовке к ЕГЭ: его возмутила недокомплектация школ учебниками, хотя деньги на это были выделены.

Глава минобра Дагестана Уммупазиль Омарова пыталась продолжить начатый доклад, однако вслед за Здуновым ушли главы муниципалитетов. Премьер-министр часто обращается в адрес глав районов. Тем не менее, он редко бывает в районах и ни разу не посетил горные и те, что расположены на высокогорье.

В них, между тем, разгораются конфликты, выходящие за пределы республики. По наследству от предыдущего руководства Дагестана Здунову достался скандал в Магарамкентском районе. Здесь жители и депутаты села Самур протестуют против возведения водозабора. По их мнению, он может навредить реликтовому лиановому лесу и протекающей по нему реке.

В 2017 году президент РФ Владимир Путин велел сохранить лес, в мае 2018-го заявили о создании национального парка «Самурский». Однако Васильев не стал отказываться от строительства водозабора. Тогда местные жители обратились за помощью к Здунову, который встретился с главой села и предложил пробурить несколько скважин, чтобы оценить возможный вред экосистеме.

«РИА Дербент» сообщало, что глава района Фарид Ахмедов угрожает активистам уголовными делами за несанкционированные митинги и публично заявляет, что население против создания национального парка. Отметим, что с назначения на должность премьер-министра Здунов не уволил ни одного главу района.

Весной и летом этого года премьер-министр столкнулся с рядом протестных акций. Возмущение жителей вызвал законопроект о добровольном изучении нацязыков, внесенный в Госдуму РФ в апреле этого года. Депутаты Госдумы РФ от Дагестана его поддержали. По их словам, в регионе, где 14 госязыков и каждый изучает какой хочет, это не приведет к кардинальным изменениям.

Местные СМИ предполагали, что это было сделано «назло» Татарстану, так как вопрос об изучении нацязыков был поднят из-за многочисленных жалоб от жителей республики. Для Здунова такая интерпретация не была выгодной. Тем не менее, общественники Дагестана направили Здунову письмо с просьбой защитить языки. Неизвестно, ответил ли им премьер-министр.

Пресса региона укоряла Здунова за акцентирование основного внимания на внешней политике региона и налаживанию связей с другими субъектами. В апреле он назначил Сабантуй официальным выходным, подготовка к празднику велась за счет бюджета региона. Это вызвало неоднозначную реакцию населения.

Татары — 19 по численности народность Дагестана. Местные СМИ отмечали, что в республике есть свои национальные праздники, которые не являются выходными и отмечаются силами проживающих на его территории народов. «Но это все лирика, а тут важна политика! Нам же нужно представить Дагестан открытой республикой», — писало РИА «Дербент».

Республика стала одним из первых регионов, жители которого вышли на протесты против роста цен на бензин. Они создали соответствующую петицию на имя Здунова, Васильева и Путина. Васильев встретился с представителями АЗС, обсудив вопрос регулирования стоимости топлива. Премьер-министр региона публично на эту тему не высказался.

Судя по комментариям пользователей в Instagram Здунова, в целом, его работу оценивают положительно. На новой должности он акцентировал внимание на соцвопросах: доступном жилье, развитии образования и здравоохранения, мусоропереработке. В частности, проводил переговоры с турецким инвестором по строительству мусороперерабатывающего завода.

«Спасибо дорогой Артем Здунов Алексеевич, очень любим вас за вашу требовательность строгость и ждём от вас перемен», — написала пользователь @gamzaeva_r.i. В то же время @shoma_1990 возмутился тем, что простым людям трудно попасть на прием к премьер-министру. «Будет все, но не сразу. Все под контроль взять один человек не успевает», — ответил ему @mali__6767.

В то же время Здунов активно готовит новые кадры для республики — его считают одним из кураторов программы «Резерв управленческих кадров Республики Дагестан». Первый этап конкурса начался без него и закончился скандалом — большинство участников были родственниками чиновников. После этого Здунов призвал широко освещать отбор в СМИ и лично познакомился с членами проекта.

Здунов также активно занялся восстановлением экономики дотационного региона. После назначения на должность он призвал глав районов увеличивать налоговую базу. «Мы должны выстроить четкую систему между тем, как у нас исполняется налоговая доходная база, и тем как средства расходуются. Конечно, без учета того, что мы должны обеспечить минимальные потребности людей», — сказал он.

По итогам 2017 года в республику поступило более 74,7 миллиардов рублей финансовой помощи из федерального бюджета. Госдолг Дагестана составляет 16,1 миллиард рублей. Большая его часть — кредиты из федерального бюджета и госгарантии. Здунов заявил, что это тянет республику вниз и потребовал еще раз обратить внимание на объем обязательств региона по госгарантиям.

В 2017 году года в бюджет республики поступило лишь 3,4% неналоговых доходов от плана — 5,4 миллиарда рублей. В Дагестане доходными можно назвать только 31 из 66 государственных унитарных предприятия. Здунов потребовал заключать с их руководителями трудовые договора, которые можно расторгнуть в одностороннем порядке. «В этом направлении должна быть жесткая политика», — сказал он.

Будучи министром экономики Татарстана, Здунов курировал доходность промплощадок, особых экономических зон, кластеров и ТОСЭР. В Дагестане он обратил внимание на работу единственной местной ТОСЭР в Каспийске. Он заявил, что приходу инвесторов препятствуют местные власти, которые не могут найти землю для размещения предприятий.

«Разберитесь с теми, кто до этого заключал арендные договоры, проанализируйте, насколько выполняются условия соглашения», — потребовал он. Здунов дал указание передавать земли перспективным инвесторам, если компании не выполняют условий ТОСЭР. Он также поручил министрствам сформировать локальные промпарки, разработав под это специальную программу.

Однако единственным крупным инвестпроектом с момента прибытия Здунова в Дагестан можно назвать оптово-распределительный центр для хранения сельскохозяйственной продукции. Объем инвестиций в его строительство оценивается в 1,5 миллиарда рублей.

«Я думаю, что пока подводить даже предварительные итоги работы экономического блока руководства Дагестана рано, потому что перед новым руководством Дагестана стоит задача сначала расчистить авгиевы конюшни, которые остались от предыдущих руководителей, силовыми методами», — заявил директор центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павел Салин.

По его словам, сейчас в регионе первоочередную роль играют федеральные силовые структуры. И уже после того, как закончится зачистка руководящих кадров, можно будет реструктурировать систему социально-экономического управления республикой. Сейчас, по мнению политолога, Здунов занимается сбором информации о состоянии доставшегося ему региона.

«А к тому, что происходит в сфере зачистки прежней элиты премьер-министр не имеет отношения. Здесь все замыкается на связях Васильева с федеральными силовиками. Я бы сейчас поостерегся подводить даже предварительные итоги. Сами условия работы для финансистов и экономистов в новом правительстве дагестанском пока не созданы», — сказал Салин.

Как в феврале, так и сейчас в соцсетях обсуждается возможность грядущего повышения Здунова. Если ранее предполагалось, что он вернется в Татарстан на более высокий пост, то теперь говорят о карьере на федеральном уровне. «Кстати, Здунов надеется через два года уйти из Дагестана на федеральный уровень. Ждёт», — написал Telegram-канал «Шалтай-Бабай».

«В принципе, сейчас любому чиновнику, которого отправляют на работу в другой регион, делаются намеки, что если он хорошо себя проявит, то может перейти на работу в федеральный центр. Поэтому шанс такой есть, но говорить, что он есть только у премьер-министра Дагестана, я бы не стал», — заявил Inkazan Салин.

В то же время Вилисов сообщил, что возможны и «горизонтальные» перемещения Здунова.

«На самом деле, преобразования, которые в Дагестане происходили, могут и в других регионах проходить. Поэтому если будет запрос на криэйт-менеджера высокого уровня, то могут быть и горизонтальные перемещения по другим регионам», — сказал Вилисов.

Подпишитесь