Posted 13 июля 2018, 13:35
Published 13 июля 2018, 13:35
Modified 17 сентября 2022, 15:14
Updated 17 сентября 2022, 15:14
Пенсионный возраст на уровне 55 лет для женщин и 60 для мужчин в СССР установили в 1956 году. В второй половине 20 века во всем мире страны начали переходить к возрастному цензу от индивидуальной оценки утраты трудоспособности. Изначально предполагалось, что с ростом продолжительности жизни он будет повышаться. В Советском Союзе реформы не проводили по идеологическим причинам, поскольку на последнем этапе существования советская власть пыталась играть, не очень успешно, впрочем, в «социальное государство». Но сейчас делать вид, что рост продолжительности и качества жизни людей не влияет на явный дисбаланс между массами работающих и неработающих граждан, уже невозможно.
С 2000 по 2017 годы продолжительность жизни в России у мужчин выросла на 8,5 лет - с 59 лет до 67,5, у женщин на 5,4 года - с 72,26 до 77,64. Росстат прогнозирует, что в 2024 году мужчины будут жить 72,3 года, женщины – 82,1.
Этот прогноз вполне реалистичен, поскольку полностью укладывается в основные социальные тенденции последних десятилетий - многие профессии уже не связаны с физическим трудом и не несут вреда здоровью. Кроме того, еще одна очевидная причина роста продолжительности жизни – серьезное снижение уровня потребления алкоголя. Если на закате советской эпохи более или менее серьезное пьянство было практически образом жизни во всех социальных стратах, и еще сложно сказать, кто выпивал сильнее, пролетариат или «творческая интеллигенция», то сейчас алкоголизм – это прерогатива наименее благополучных слоев общества, а средний класс и выше ведут намного более здоровый образ жизни.
В некоторых развитых странах пенсионный возраст еще выше, чем в России и во многих он одинаков для обоих полов. Например, в Нидерландах и мужчины, и женщины выходят на пенсию в 68 лет, в Норвегии – в 67, в Испании и Великобритании в 65.
Менять пенсионное законодательство планируют начать с 1 января 2019 года. Переходный период будет длительным – до 2034 года. Для мужчин он составит 10 лет и 16 лет для женщин. Увеличиваться пенсионный возраст будет плавно, на один год раз в 2 года. Первыми пенсионная реформа затронет мужчин 1959 года рождения и женщин 1964-го. На пенсию позднее начнут выходить в 61 год и 56 лет соответственно только в 2020 году. В 65 лет мужчины начнут выходить на пенсию только в 2028 году, а женщины в 63 – в 2034-м.
На начало этого года в стране насчитывалось 46,5 млн пенсионеров, что составляет 31,7% от общей численности населения. Из них трудиться продолжают 12,3 млн человек или 26,4%. В первые годы после выхода на пенсию работать продолжают более половины. В 2017 году на пенсию вышли 1,45 млн граждан РФ, из которых 730 тысяч – остались работать. Средний размер страховой пенсии неработающих российских пенсионеров в 2018 составил 14 414 руб.
Пенсии за последние 3 года росли медленно: на 400-500 рублей. Так, в позапрошлом году прибавка составила 399 рублей, в прошлом – 524 рублей, в нынешнем – 481 рубль. По сути, о росте говорить не приходится – индексация просто покрывала инфляцию.
С изменением пенсионного законодательства ежемесячные пенсии будут расти минимум на 1000 рублей каждый год. В 2019 году годовой доход пенсионера уже увеличиться на 12 тысяч.
Основной тезис правительства, в принципе, базируется на общеевропейской практике и выводах социологических исследований – в целом, население «белого мира» стареет, люди, переставшие сами на себя зарабатывать, живут сейчас намного дольше, чем, например, 50 лет назад, при этом доля работающих членов общества продолжает снижаться. К 2019 году прогнозируется, что на одного пенсионера будет приходиться примерно 2 трудоспособных гражданина. В 1970 году таковых было 3,7 человек. Эта нагрузка продолжит увеличиваться, если пенсионный возраст останется на нынешнем уровне, поскольку число трудящихся будет сокращается на 0,4 млн человек в год. А пенсионеры ежегодно будут увеличиваться на 1,5 млн человек.
По мнению правительства, без пенсионной реформы решать проблему можно или повышением налогов, или заморозкой пенсионного законодательства. Под увеличением налогов, в первую очередь, имеется в виду рост «социальных» платежей работодателей. В современной российской реальности это означает только одно – дополнительная нагрузка на бизнес, в том числе, на малый и средний, который после очередной девальвации рубля и так находятся не в лучшей форме. Увеличение налоговых сборов с предпринимателей по сути означает вал закрытий или даже банкротств средних и мелких компаний, а в этой сфере сейчас занято около 28% всех работающих в России граждан. То есть в случае усиления налогового давления на бизнес перед третью трудоспособных и экономически активных россиян возникает вполне реальная перспектива потери работы. Очевидно, что при таком выборе правительство просто вынуждено рассматривать пенсионную реформу, как меньшее из всех возможных сейчас зол.
Планируемая пенсионная реформа не коснется тех, кто уже вышел на пенсию, а также работников вредных и тяжелых производств, всех «льготников», например, военных, а также тех, кто получает пенсию по соцмотивам (многодетные матери, инвалиды и т.д.), то есть за границы ее действия уже выводятся миллионы человек.
Увеличение пенсионного возраста для остальных означает и то, что на рынке труда будет присутствовать больше людей. Не грозит ли это ростом безработицы?
В России в последние годы фиксируют очень низкий уровень безработицы (3,7% или 4,9 млн человек). Кроме того, в нашей стране налицо даже дефицит трудоспособного населения. Социологи указывают на то, что в целом увеличение массы работающих граждан будет означать и рост благосостояния, поскольку фактически увеличивается реальный доход на душу населения, ведь зарплата в любом случае всегда больше, чем пенсия. Проблему же конкуренции «отложенных пенсионеров» с молодежью правительстве не прогнозируют. Молодежь чаще трудоустраивается в быстроразвивающихся отраслях, в основном, в сфере услуг, IT, телекоммуникации. Старшее поколение трудится в «традиционных» сферах, например, образовании, здравоохранении, АПК. Помимо этого, пенсионная реформа несет повышение социального статуса для пожилого человека.
В целом, конечно, грядущая реформа, какой бы непопулярной изначально она ни была, укладывается в современную концепцию «активного долголетия». В ней больше не существует категории «возраст дожития», находясь в котором люди не только исключаются из экономических и частично социальных процессов, но и нередко вообще воспринимают себя как «социальный балласт».
По сути, речь идет об отодвигании на десяток лет возрастной границы, за которой начинается старость. Это соответствует общемировому тренду, ведь Всемирная организация здравоохранения несколько лет назад в очередной раз пересмотрела границы возрастных категорий, и сейчас старость «официально» начинается только в 75 лет, а молодость, например, заканчивается только в 45.