Участники отрасли оценивают российский рынок корпоративных и частных авиаперевозок объём в 35 миллиардов рублей. Это стоимость 21 тысячи рейсов, совершённых в 2017 году. Об этом сообщила программа «Бизнес-вектор». Глава ГК "Тулпар" Азат Хаким сообщил Inkazan, что в Татарстане исключительно частными авиаперевозками занимаются авиакомпании «Тулпар эйр», «Тулпар-экспресс» и «Авиасервис». Небольшой процент в общем объеме услуг у «Казанского авиапредприятия» и единственной в регионе авиакомпании, выполняющей регулярные рейсы – «ЮВТ аэро». На вопрос об объеме рынка корпоративных и частных перевозок в РТ Хаким ответить затруднился, сказав, что его никто не подсчитывал.
«Этот сегмент рынка не сильно подвержен кризисам, негативные явления в экономике оказывают минимальное влияние. Бывает лишь небольшой спад или, скорее, замедление роста спроса на перевозки», - сказал Хаким.
ООО «Авиасервис» было зарегистрировано в 2014 году. Это был очень тяжелый год для татарстанской авиации, которая выполняла регулярные перевозки. После крушения 17 ноября 2013 года самолета Boeing в казанском аэропорту без лицензии осталась авиакомпания «Татарстан», которой принадлежал самолет. Ставшая ее преемницей «Ак барс аэро» пыталась сначала наладить работу, но к концу 2014-го обанкротилась. Первым руководителем «Авиасервиса» был Валерий Портнов, в прошлом работавший гендиректором АК «Татарстан». Поначалу «Авиасервисом» на 100% владело ООО «Ак барс аэро». Вообще, как сообщалось, «Авиасервис» должен был помочь АБА в управлении самолетным парком, который достался от обанкротившейся АК «Татарстан».
Сейчас компания «Авиасервис» фактически подконтрольна правительству республики. Напрямую республика через минземимущество Татарстана, по данным «Спарк-Интерфакс», 32,95% в уставном капитале. Еще чуть более 6% у «Связьинвестнефтехима», через которое правительство владеет пакетами различных предприятий. 36,22% у ООО «НЕТАФ», которое наполовину принадлежит минземимуществу, наполовину - ООО «Инвестнефтехим» Валерия Сорокина. И, наконец, некоему АО "Синек капитал с.А.", зарегистрированному в Люксембурге, досталось 16,14%. Список собственников в этом виде сформировался в марте 2018 года.
Согласно официальному сайту компании, клиентам предлагают самолеты большой (Bombardier CL-850, CL-605, CL-604), средней (CL-300) и малой (Cessna 525, Diamond Twin Star DA-42) вместимости. Плюс вертолеты - Bell B-407 и Robinson R-44. Клиентам обещают еду из лучших ресторанов, связь и интернет на борту и другие прелести жизни.
По данным «Спарк-Интерфакс», «Авиасервис» работает в убыток, сумма которого растет год от года. По итогам 2016 года, сумма чистого убытка составила 62,1 млн рублей, годом ранее – минус был всего лишь 8 млн. Данных по прошлому году в картотеке нет.
Контрольным пакетом авиакомпании «Тулпар эйр» владеет холдинг «ТАИФ». Оставшиеся 49% у Азата Хакима. Дата первичной регистрации 1993 год. Тогда это была авиакомпания «Атлас». Нынешнее название предприятие получило в 2002 году. Согласно официальному сайту авиакомпании, ее парк составляют самолеты Global 5000, Challenger 300, Challenger 850, Cessna Citation JET 525, Як-40. По данным картотеки «Спарк-Интерфакс», «Тулпар эйр» работает в плюсе. В 2016 году чистая прибыль составила 24,2 млн рублей, снизившись по сравнению с 2015-м на 7,1 млн рублей.
Дата первичной регистрации «Казанского авиапредприятия» 1998 год. Руководитель и бенефициар – Магомед Закаржаев, который с 1999 по 2009 годы руководил авиакомпанией «Татарстан». По данным официального сайта, парк авиакомпании составляют вертолеты Bell (429, 407, 430, 206B3), Robinson-44, Ми-8 и Ми-2. АО «КАП» работает в плюс, однако по итогам 2017 года чистая прибыль сократилась в 2,5 раза – с 59,4 до 24,1 млн рублей.
По данным «Бизнес-вектор», стоимость часа в воздухе на лёгком самолете составляет 3-4 тысячи евро. Средний класс – 5-6 тысяч. Более тяжёлые самолёты стоят от 10 тысяч евро в час. Большая часть этих денег уходит на техобслуживание. 30% - услуги аэропорта: стоянка, заправка топливом, еда на борт. Пятая часть уходит на оплату работы экипажей. По словам Хакима, стоимость услуг татарстанских авиакомпаний не отличается от коллег по России. Разве что с Москвой есть разница, но небольшая – процентов на 5.
«Бизнес-вектор» сообщает, что 80% парка у российских авиакомпаний, занимающихся нерегулярными перевозками, это иностранные машины. В Татарстане ситуация такая же. «Самолеты, к сожалению, в основном, все западные», - сказал в беседе с Inkazan Хаким.
«Мы всю практически авиационную технику для бизнес-авиации закупаем за рубежом. Пошлины у нас ввозные на эти популярные авиалайнеры порядка 20%. Если ещё НДС добавить, то можно считать, что заградительные пошлины», - отметил в интервью «Бизнес-вектор» глава Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин.
По словам Хакима, татарстанские компании могут доставить клиента в любую точку мира. Главное, чтобы платили. Популярными направлениями являются Москва и страны Европы – Германия, Швейцария и Италия. Среди клиентов, по большей части, представители бизнеса.
«Плохих явлений мы не ждем. Спада у нас, практически, не бывает. Будет постепенно увеличиваться спрос», - считает Хаким.