Posted 1 августа 2018, 14:40

Published 1 августа 2018, 14:40

Modified 20 августа, 15:04

Updated 20 августа, 15:04

Убийство журналистов в ЦАР: эксперты говорят о вине работодателей

1 августа 2018, 14:40
Убийство российских журналистов в Центрально-Африканской республике (ЦАР) вызвало широкий резонанс среди политиков, общественных деятелей и представителей профессии. Главный вопрос – почему они оказались в зоне конфликта без сопровождения, и кто должен был отвечать за их безопасность?

Вчера СМИ сообщили, что в ЦАР были убиты три российских гражданина. Ими оказались журналист Орхан Джемаль, режиссер-документалист Александр Расторгуев и оператор Кирилл Радченко. В стране они находились по заданию Центра управления расследованиями Михаила Ходорковского, снимая документальный фильм. Это подтвердила замглавы центра Анастасия Горшкова.

Трагедия случилась в 23 километрах от Сибута, машину с журналистами расстреляли. Они погибли на месте, выжил местный житель, который был их водителем. По словам Горшковой, съемочная группа должна была направляться в другую точку. Представитель МИД РФ Мария Захарова заявила, что необходимо уведомлять министерство о поездках журналистов в горячие точки.

Глава Центра управления расследованиями Андрей Коняхин заявил РИА «Новости», что убитые не были аккредитованы как журналисты. Посольство России в ЦАР также не знало о пребывании в стране представителей профессии – в республику съемочная группа въехала по туристическим визам.

Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело по статье «убийство». К наблюдению за ходом выяснения обстоятельств случившегося присоединились правозащитная организация Human Rights Watch, Международная организация журналистов и «Репортеры без границ», а также Организация объединенных наций (ООН).

Предполагается, что журналистов убили с целью ограбления. С собой у них была крупная по местным меркам сумма денег – $8,5 тыс., дорогостоящая техника. Глава Союза журналистов Москвы Павел Гусев заявил, что считает действия журналистов неосмотрительными. Они передвигались по зоне военного конфликта ночью и без сопровождения.

В официальном сообщении Общественная палата РФ задалась вопросом, почему Центр управления расследованиями не обеспечил безопасность съемочной группы. «Нужно предъявить строгий спрос и к тем, кто организовал это, зная, что подвергает их жизни реальной опасности», - написал в своем Telegram-канале глава Чечни Рамзан Кадыров.

Генерал-майор внутренней службы в отставке Владимир Ворожцов, сам неоднократно участвовавший в освещении ситуаций в горячих точках, заявил, что у съемочной группы не было четкого плана командировки, графика перемещений. Равно как и грамотной организации и обеспечения хотя бы минимального уровня безопасности.

По его словам, за безопасной работой журналистов в зонах военных конфликтов стоит «огромная и невидимая внешнему взгляду работа» их коллег, которые должны выбирать места съемок, транспортных средств и обеспечивать охрану журналистов. Такого человека, по словам Ворожцова, в съемочной группе «почему-то не было».

«У меня лично наибольшее подозрение вызывает некий водитель-проводник-переводчик. Если проводник или водитель из местных счастливо спасается, хотя и является опасным свидетелем, - "народная" примета всех горячих точек говорит о том, что он очень похож на соучастника...» - написал он на своей странице в Facebook.

Ворожцова поддержал топ-менеджер крупного федерального информагентства. «От себя могу добавить, что вся ответственность за гибель этой группы лежит на главном редакторе Центра управления расследованиями», - написал он на своей странице в социальной сети.

"Ходорковский, отправивший ребят на заклание, должен, как минимум, оказать материальную помощь семьям погибших. Но вместо этого в лучших традициях информационного хайпа он объявляет набор группы для нового «расследования на месте»: «И будет риск, и будут смелые люди», - пафосно пишет он в Твиттере. Не надо, Михаил Борисович, этих сначала отмолите", - написал в Facebook журналист Александр Коц.

На странице Центра в Facebook появилось лишь сообщение о гибели журналистов. «Это ужасное горе для всех нас. Мы скорбим по нашим товарищам», - заявили в организации.

Подпишитесь