Posted 13 августа 2018, 08:45

Published 13 августа 2018, 08:45

Modified 17 сентября 2022, 15:19

Updated 17 сентября 2022, 15:19

Наследие ЧМ-2018: возможна ли самоокупаемость стадионов

13 августа 2018, 08:45
Сюжет
ЧМ-2018
Правительство России надеется, что после окончания чемпионата мира по футболу стадионы не останутся пустыми. Для их временной поддержки из бюджета выделили средства. Предполагается, что затем объекты перейдут на самоокупаемость. Однако их содержание - непосильная ноша для регионов и клубов.

После передачи стадионов, построенных к ЧМ-2018, России правительство утвердило «Концепцию наследия чемпионата мира». Заявленная в документе цель – «добиться эффективного использования спортивной инфраструктуры».

Предполагается, что после 2023 года регионы найдут внебюджетные источники финансирования на содержание стадионов. До этого времени объекты будут существовать на средства федерального бюджета. На эти цели выделено 16 млрд рублей.

Но в программу вошли только 7 стадионов: в Волгограде, Калининграде, Саранске, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Самаре и Екатеринбурге. Остальным, в том числе «Казань Арене», помощь по этой программе не предусмотрена.

Ожидается, что программа поможет новым стадионам выйти на самоокупаемость. В среднем содержание одной 45-тысячной арены, по мнению авторов концепции, обходится в сумму не менее 300 млн рублей в год.

Сейчас столько могут зарабатывать только те стадионы, которые связаны с популярными футбольными клубами. Например, согласно финотчетности «Спартака», по итогам сезона-2016/17 года билетная выручка на «Открытие Арене» составила около 580 млн рублей.

Однако в городах поменьше нет клубов с посещаемостью как у «Спартака» или «Зенита». Кроме того, расчет велся исходя из московских или питерских цен на билеты. Сейчас среди городов ЧМ, которые вошли в программу, лучший показатель посещаемости был у «Ростова» – в сезоне-2017/18 на клуб приходило в среднем 12,7 тыс. человек. А максимальная стоимость билета оценивается в 1 тысячу рублей.

Похожая концепция по развитию наследия ЧМ была принято в Бразилии, где проходил мундиаль 2014 года. Там рассчитывали на увеличение посещаемости матчей, ведь основная статья доходов футбольного стадиона – выручка с билетов. Сразу после ЧМ в стране действительно наблюдался 10%-ный рост посещаемости, но затем он сошел на нет.

Что касается средней посещаемости российской лиги, то в сезоне-2017/18 она составила около 14 тысяч человек. После чемпионата мира на матчи РПЛ стали ходить больше – по итогам первых двух туров средняя посещаемость составила 20,5 тыс. человек. Удастся ли сохранить такой высокий для России уровень заполняемости трибун – пока неизвестно.

Теоретически содержание регионами стадионов на 300 млн рублей в год возможно: эта сумма составляет доли процента от размера их бюджетов. Тем не менее, содержание стадионов без помощи федерального центра будет слишком обременительным для субъектов РФ. Например, в Волгоградской области аналогичные суммы – около 300 миллионов рублей в год – уходят на финансирование всей системы «скорой помощи».

Для клубов это тоже непосильная ноша. Аренда стадионов обходится дешевле, чем их содержание. Так, волгоградский клуб «Ротор» арендовал местный стадион на 11 матчей до конца года. Итоговая стоимость составила 26 млн рублей.

При этом федеральные власти настаивают, чтобы объекты использовались прежде всего командами, а не в качестве коммерческой недвижимости.

Реально вывести стадионы на самоокупаемость может качественный прорыв всего российского футбола, причем не только на поле, но и в деле построения полноценной футбольной экономики.