Эксперт, который составлял примерные задания олимпиады, посчитал возможным направить отрывок с нецензурными выражениями для анализа на школьный этап. Однако минобрнауки назвало это недопустимым.
Республиканский олимпиадный центр, обнаружив некорректность задания, направил в муниципальные районы новый вариант (отрывки из произведений Высоцкого и Ахмадуллиной). В министерстве утверждают, что они поступили в районы к началу олимпиады – 11 октября в 10.00.
В минобрнауки РТ состоялось экстренное совещание по этому поводу. Там эксперт объяснила, почему был выбран именно этот текст.
Во-первых, это небольшой по объему рассказ, позволяющий во время анализа выявить учащихся, хорошо знающих современную литературу, имеющих широкий читательский кругозор. Такие условия для выбора отрывка прописаны в методических рекомендациях минпросвещения РФ. Кроме того, подобные тексты дают для анализа на следующих этапах олимпиады.
Во-вторых, отрывки из данного рассказа предлагались для анализа на ЕГЭ по русскому языку.
В-третьих, наличие сниженной лексики не умаляет достоинств произведения Алексея Слаповского «Скрипка Страдивари», который и использовался для анализа. Речевой портрет лишь помогает понять, насколько губительными для человека могут быть взаимоотношения, построенные на грубости и жестокости, добавили в пресс-службе.
В результате эксперту указали на недопустимость использования текстов с бранными словами в олимпиадных заданиях.
В республиканском олимпиадном центре провели служебное расследование. Виновных привлекли к дисциплинарной ответственности. Всем методистам рекомендовано усилить контроль за работой экспертов–предметников, тщательно анализировать представленные ими олимпиадные задания для школьников.
Ранее сообщалось, что на этапе всероссийской олимпиады в Казани ученикам нужно было разобрать рассказ Алексея Слаповского «Скрипка Страдивари», в котором использовались нецензурные выражения. Ученики рассказали об этом родителям, после фрагмент текста заменили. Позднее прокуратура поручила региональному министерству разобраться с этой ситуацией. Результаты проверки станут предметом оценки со стороны надзорного ведомства.
«Российская газета» писала о реакции самого автора рассказа. Писатель не знал, что его рассказ «Скрипка Страдивари» рекомендован для старшеклассников. Слаповский подчеркнул, что не стал бы давать школьникам для разбора именно этот текст. По его словам, «это просто неудачный выбор».