Posted 30 октября 2018, 14:02

Published 30 октября 2018, 14:02

Modified 17 сентября 2022, 15:33

Updated 17 сентября 2022, 15:33

Складывается абсурдная ситуация: в Казани назвали проблемы ЖСК

30 октября 2018, 14:02
В Казани обсудили законодательную базу для создания жилищно-строительных кооперативов (ЖСК). Эта практика успешно применялась в СССР. Однако при усмирении «серого» рынка государство перекрыло возможности всем ЖСК. Сейчас практику пытаются возродить, в том числе в Татарстане.

Президент России Владимир Путин поставил перед правительством задачу – увеличить к 2024 году ежегодный объем строительства в 1,5 раза. Таким образом, каждый год 5 млн семей должны улучшать свои жилищные условия.

Данную задачу можно решить в том числе при помощи жилищных кооперативов. Это объединение людей, обычно по профессиональному или жилищному признаку, для строительства и управления жильем. Дома строятся на земле, предоставленной государством на безвозмездной основе. Преимущество в том, что в итоге такое жилье выходит на 25% дешевле, чем на рынке.

«Многими гражданами ЖСК воспринимается как наследие советского периода. Да, наследие, но очень неплохое», - сказал зампредседателя комитета по федеративному устройству Совета Федераций Андрей Шевченко.

По данным председателя комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Галины Хованской, в советские годы благодаря этой форме свои жилищные проблемы решали порядка 10% ученых, соцработников в крупных городах. В ЖСК обычно объединяются молодые сотрудники, льготные категории граждан, сотрудники оборонных предприятий.

«Он не может играть в ипотеку, но на более мягких условиях готов приобрести, чтобы не стоять в этой безнадежной очереди по 25-30 лет», - описала Хованская участников кооперативов.

Как высказался один из слушателей заседания, «ЖСК — это определенный формат вознаграждения государством тех людей, которые заняты на социально важных участках, чтобы они не вымывались в коммерческую сферу».

Доля ЖСК начала падать в 90-е годы с расширением нелегального рынка и борьбы с ним. Сегодня количество жилых объектов, вводимых в эксплуатацию кооперативами, составляет всего около 1% от общего числа вводимых объектов. Из 70 регионов, направивших сведения, только в 25 созданы и действуют ЖСК.

С законодательной точи зрения складывается «абсурдная ситуация», сказала Хованская. Уставы кооперативов есть, а самих кооперативов нет. При внесении изменений в градостроительный кодекс ЖСК принудительно должны были преобразовать в товарищество собственников жилья.

Многие кооперативы не хотели и до сих пор не хотят такого преобразования, потому что у них более демократичная форма голосования. Один пайщик — голос, а в ТСЖ чем больше площадь, тем больше влияние на результаты голосования, добавила Хованская.

Кроме того, такие дома смотрятся лучше, чем приватизированное жилье бывшего государственного жилищного фонда. Потому что у пайщиков сильнее ощущение, что они отвечают за свой дом и общую территорию.

«Мы собственностью увлеклись слишком. Забыли, что право пользования для человека иногда интереснее. Налоги, которые вырастут, взнос на капремонт. Эта легенда о том, что у нас все хотят быть собственниками, уходит в прошлое. Когда люди прикидывают это, то понимают, что тяжело бремя собственности. Особенно тяжелая ситуация у тех, кто одинок, он еще не пенсионер, но уже неимущий», - сказала Хованская.

Замглавы минстроя РТ Алексей Фролов подтвердил, что подобная проблема ярко выражена в Казани.

Спикеры вновь вернулись к коллизии в законодательстве.

«Мы сегодня обсуждаем то, чего сейчас не существует, что законодательство запретило», - сказала президент фонда «Институт экономики города» Надежда Косарева.

В актах прописано, что привлечение средств граждан с обещанием квартиры в собственность запрещается. Есть и другие проблемные точки – застройщики притворяются ЖСК, чтобы обойти от закона №214 ФЗ (Об участии в долевом строительстве).

«Недобрую услугу ЖСК оказали профессиональные застройщики, которые мимикрировали полулегально под эту форму. К сожалению, государственно-контрольные органы их пропускали, не смотрели на это. В итоге мы получили огромное число липовых ЖСК, которые на самом деле таковыми не являются, это не объединение граждан», - сказала Косарева.

Не решив эту проблему через контрольные органы, власти просто запретили кооперативы. Косарева выразила надежду, что гражданам вернут преимущества ЖСК. Исходя из открытых источников, в Казани действуют не только два ЖСК, которым РТ передала участки под строительство. Есть и другие.

На мероприятии сообщили, что в Татарстане действует два кооператива – «Горсоветская» и «Университетский городок КФУ». В 2014 году республика передала в безвозмездное пользование земли для строительства коттеджного поселка для сотрудников КФУ в Константиновке.

Председатель ЖСК «Университетский городок» Алишер Ходжиев рассказал, что сейчас в кооперативе 128 человек из нужных 130. В основном, это профессорский состав, но есть один человек из федеральной налоговой службы.

«Очень ценный пайщик», - смеясь, отметили спикеры.

В сентябре началась передача домов участникам ЖСК. Сейчас порядка 80 домов продолжают передавать.

Затем возникла дискуссия. Ходжиев призвал внимательно отнестись к предложению дать возможность передавать землю под строительство банку как залог. «Если кооператив не реализуется, тогда будет иметь права на землю. Это же чревато», - обратился председатель ЖСК в спикерам.

«Зато риски уменьшатся. Люди получат кредитный ресурс и условия кредита будут другими», - парировали остальные.

По словам Ходжиева, участники ЖСК - сотрудники КФУ - привлекали для строительства материнский капитал, а также кредит под 10,5 или 11% годовых.

«На сегодня это движение в какой-то уродливой форме. Мы предлагаем создать законодательную базу для того, чтобы возродить дано забытое старое. Создать нормальные ЖСК, не мошеннические, которые имеют место быть в связи с долевым строительством и прочими делами. Это решит проблему очень многих граждан», - подытожила Хованская.

По оптимистичному сценарию, готовые законодательные документы стоит ожидать лишь через 1,5-2 года.

Подпишитесь