Posted 22 ноября 2018, 06:34

Published 22 ноября 2018, 06:34

Modified 17 сентября 2022, 15:35

Updated 17 сентября 2022, 15:35

Страсти в купеческом доме:владельцы здания XIX века боятся за его разрушение соседями

22 ноября 2018, 06:34
Каждый казанец не раз проходил мимо исторического здания в центре улицы Баумана, более известного как Дом купца Каретникова. Табличка на нем гласит, что дом охраняется государством. Однако сегодня там разворачивается конфликт, который, как считает один из собственников, может привести к разрушению памятника.

Здание по адресу Баумана, 68 принадлежит трем собственникам: ООО «ИНЭЛК», ИП Магдеевой и ООО «Дарна». По мнению генерального директора ООО «Инэлк» и владельца третьего этажа Фархата Ибраева, его сосед (ИП Магдеева) разрушает памятник культурного наследия: от установленных им окон идут трещины, старинная дверь демонтирована. Попытки разобраться в ситуации приводят к конфликтам.

Здание на Баумана, 68 или Дом купца Каретникова - объект культурного наследия муниципального значения, построенный в первой половине XIX века. Его возвели в стиле «классицизм», позднее на фасаде появились редкие для Казани детали «модерна». Как рассказал Inkazan краевед Алексей Клочков, семье Каретниковых в Казани принадлежало три дома: деду, отцу и сыну. Это были здания, расположенные на Баумана: номер 66, 68 и 70.

Каретников-старший был крепостным-старовером, выкупившим вольную и выбившимся в купцы. Это было семейство, у которого было много родственников в городе: Карповы, Коровины, Жаровы. В частности, один из Карповых был уважаемым старовером. Неподалеку от Баумана, 68 располагалась молельня их общины (сегодня это «Дом чая»).

После Каретниковых дом перешел к другому крупному торговцу – Гайнутдину Мукминову. Это был первый и единственный купец татарской национальности, который смог пробиться со своим бизнесом на улицу Проломную (прежнее название Баумана). Мукминов прославился своей общественной и благотворительной деятельностью.

До революции здесь работал мануфактурный магазин купца по продаже тканей. На втором этаже располагалась его же гостиница «Бристоль». После революции все перешло в руки государства, но магазин тканей работал и в советские годы.

Недолго здесь находилась редакция еженедельной татарской газеты джадидистского толка «Эль-ислах» («Реформа»). Ее начали печатать в начале XX века под эгидой комитета шакирдов Казани, издание выступало за реформу мусульманской школы.

Сегодня в здании располагается ресторанно-гостиничный комплекс «Казанское Подворье» под управлением ООО «Инэлк».

В 2009 году постановлением кабмина Татарстана Дом Каретникова взяли под охрану как объект культурного наследия муниципального значения.

Дом Каретникова не всегда выглядел так, как сейчас. Практически из руин были восстановлены стены и окна, в порядок приведена и облагорожена терраса. За последние 18 лет в здание было вложено около 100 млн рублей.

В 2011 году мэр Казани Ильсур Метшин отметил работу ООО «Инэлк», благодаря которой Дом Каретникова и «Казанское подворье» стали одними из самых посещаемых туристами мест.

Ибраева и коллектив ООО «Инэлк» - компании-владелицы третьего этажа - наградили грамотой «за большой вклад в возрождение архитектурного облика Казани», а также за участие «в процессе регенерации исторических кварталов».

По словам главы «Инэлк», работники новой владелицы второго этажа демонтировали старинную дубовую дверь XIX века, ведущую в общий подъезд. Ибраев заявил Inkazan, что снятие дверей не обошлось без конфликта. Дело дошло до потасовки.

В ходе демонтажа, как сообщили Inkazan, пострадала супервайзер «Казанского подворья». Она попросила показать ей документы о законности работ. По словам сотрудников «Инэлка», за этим последовал удар в лицо от предполагаемых представителей Магдеевой. Пожилую женщину увезли в госпиталь. Там ей диагностировали рассечение губы и неба, а затем наложили несколько швов.

После инцидента работники хостела написали заявление в полицию на представителя нового собственника. Сейчас стороны ждут результатов судмедэкспертизы для возбуждения дела, заявили в «Инэлк».

В мэрии Казани Inkazan пояснили, что оригинальную дверь демонтировали и планируют вновь установить после проведения всех работ по сохранению.

Запросы с просьбой разъяснить ситуацию также были направлены в минкульт Татарстана, комитет по сохранению объектов культурного наследия РТ, а также помощнику главы РТ по сохранению исторического наследия Олесе Балтусовой. Однако ни один из адресатов на обращение не ответил.

«Эта дверь выдержала революции 1905 и 1917 годов, наступление белочехов, но не нынешних владельцев», —заявил Ибраев. После демонтажа здание 10 дней стояло без двери, утверждает он. Ибраев был вынужден поставить временную дверь: с улицы в дом мог попасть любой желающий.

Он рассказал, что в здании XIX века уже не в первый раз фиксируют разрушения. По его словам, новые хозяева второго этажа прорубили в исторической части дома два окна. Сейчас там заметны трещины. Глава «Инэлка» утверждает, что их не было до строительных работ.

Когда изменения только заметили, на место была приглашена экспертная комиссия. Правда, это ни к чему не привело, заявил Ибраев. «Очень странным» показалось хозяевам поведение чиновника Наили Хафизовой - заместителя председателя комитета РТ по охране объектов культурного наследия, а также начальника одноименного отдела. На тот момент она возглавляла отдел охраны памятников архитектуры и культурного наследия по Казани. Планы отремонтировать здание также вызвали конфликт. Согласно постановлению исполкома, проведение ремонта возможно, если есть согласие всех правообладателей объекта культурного наследия. Ибраев получил разрешительные документы на ремонт третьего этажа в марте 2018 года и только после этого приступил к работам.

Магдеева же получила разрешение в мае 2018 года. Но владельцы третьего этажа заметили признаки ремонтных работ еще в сентябре 2017-го, сказал Ибраев. Он добавил, что с принадлежащего ей этажа исчез исторический дубовый паркет.

Разрешительные документы действуют до конца года, сообщила мэрия. До 31 декабря власти города не могут торопить владельцев второго этажа с реставрационными работами двери. Вопросы к ним возникнут, если действие разрешение закончится, а дверь не будет на месте. Работы ведутся и в подъезде, который является общим.

Ибраев также заявил, что в здание не раз приезжали сотрудники МЧС, полиции, пожарные и ОМОН. Он подозревает, что ложные вызовы поступали от команды Магдеевой.

В то же время Ибраев уверен, что никаких нарушений нет, это лишь способ владельцев второго этажа добиться своего.

«Я их даже понимаю. Я хочу обратиться к своим коллегам: никогда не бойтесь конкуренции. Она помогает нам стать лучше и развивать бизнес. Успешные люди конкуренции не боятся», - резюмировал он.

Подпишитесь