Posted 23 ноября 2018,, 03:15

Published 23 ноября 2018,, 03:15

Modified 17 сентября 2022,, 15:36

Updated 17 сентября 2022,, 15:36

Реформа ОСАГО: что ждет российских автомобилистов?

23 ноября 2018, 03:15
В следующем году российских автомобилистов ждет начало поэтапной реформы ОСАГО. По словам экспертов Банка России, стоимость полиса будет более справедливой, а для аккуратных водителей – и более низкой. В том, какие еще изменения ждут владельцев автомобилей, разбирался NewsTracker.

Минус коэффициенты

Сегодня стоимость полиса ОСАГО складывается из ряда факторов, среди которых возраст и стаж водителя, количество аварий, в которые попадало транспортное средство и региональный коэффициент, который позволяет повышать или понижать итоговую цену в зависимости от населенного пункта.

Однако правила, неизменные в течение 15 лет, устарели. В первую очередь предлагается отказаться от регионального коэффициента. «Я за рулем больше 13 лет. Год назад переехал в Казань и узнал, что здесь полис будут обходиться дороже, чем в моей деревне. Несправедливо», - сказал Ильгиз Г.

Аналогичного мнения придерживается директор департамента страхового рынка Банка России Филипп Габуния. По его словам, водители одинаковых автомобилей с разным стажем будут покупать полис по одинаковой цене, хотя, по справедливости, она должна существенно отличаться.

«Неопытный водитель из Курганской области платит почти в 2 раза меньше безаварийного водителя Челябинска», - заявил эксперт. Если изначально система расчета стоимости не позволяла страховым компаниям завышать цены, то теперь она изменилась настолько, что аккуратный водитель платит за нарушителя.

Реформа ОСАГО предполагает введение дополнительных параметров при расчете стоимости полиса. В этом случае каждый водитель будет покупать его по индивидуальному тарифу. На него, например, могут влиять частота вождения, оплата штрафов ГИБДД и ряд других факторов.

Авторы реформы заявляют, что в этом случае те, кто зарабатывает вождением, и неаккуратные водители будут платить больше, чем те, кто не попадает в ДТП и реже садится за руль.

Следующий этап реформы предполагает отказ от учета мощности транспортного средства при расчете стоимости полиса. Сейчас владелец автомобиля с двигателем от 121 до 150 лошадиных сил платит на 40% больше, более 150 лошадиных сил – на 60% больше.

Хотя этот транспорт уже не считается спортивным.

На дорогах России в большинстве своем можно встретить машины с мощностью двигателя в 71-100 лошадиных сил. Однако даже на их владельцев распространяется повышающий коэффициент. Реформа ОСАГО предполагает, что он исчезнет из стоимости полиса.

Справедливая цена

Так каким образом будет меняться стоимость полиса ОСАГО? Для нарушителей правил и тех, кто лихо передвигается по дорогам, она вырастет. Рядовые водители вряд ли почувствуют на себе изменения, а для добросовестных автолюбителей цена полиса станет ниже.

«Мы предлагаем изменить систему, чтобы каждый платил сам за себя, а у страховых компаний была возможность использовать дополнительные критерии для оценки водителей. Тогда они смогут предлагать более дешевые полисы для аккуратных водителей», - заявил Габуния.

По словам эксперта, при нынешних правилах такое ценообразование невозможно. «Даже для таких горе-водителей, как житель Сочи, который, заплатив за полис ОСАГО всего 2300 рублей, за 3 месяца попал в 5 аварий с суммарным ущербом в 2,2 миллиона рублей», - добавил он.

В то же время реформа предполагает сохранение ограничений, которые устанавливают максимальную цену полиса. Таким образом, страховые компании не смогут завышать их, а Банк России будет в праве потребовать снижения стоимости ОСАГО от тех страховщиков, что зарабатывают сверх меры.

Сегодня каждый водитель может рассчитать примерную стоимость страхового полиса, учитывая действующие жесткие правила. При индивидуальном подходе она будет варьироваться, однако на сайтах страховых компаний появятся калькуляторы, которые обеспечат соблюдение прав автомобилистов на информацию.

"