Прецедент произошел в Москве, в ходе длительного спора кредитора с заемщиком. Ранее заемщик обратился в АС с заявлением о банкротстве, его имущество (кроме жилья) уже начали реализовывать. При этом должник передал свою единственную квартиру супруге в ходе раздела имущества, а та подарила ее дочери. Суды же признали эти сделки недействительными и вернули жилье в собственность должника. Арбитражный суд Москвы, а также апелляция и кассация поддержали должника, подтвердив имущественный иммунитет его единственного жилья (ст. 446 ГК РФ). Таким образом суды приняли решение, что единственное жилье должника не может быть изъято на реализацию.
Однако кредитор подал кассационную жалобу в Верховный суд на акты нижестоящих судов. Представители взаимодателя обратили внимание судебной коллегии на то, что в действиях должника были признаки недобросовестности и злоупотребления: за 10 лет должник не совершал добровольных выплат.
В результате судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ отменила акты нижестоящих судов. Спор направлен на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Очень похожая ситуация начала складываться в Татарстане в споре о единственной квартире экс-главы ТФБ Роберта Мусина. Его признали банкротом в июле 2018 года и начали процедуру реализации имущества экс-главы ТФБ. Позже выяснилось, что у Мусина остается единственное жилье, которое он безвозмездно передал двум дочерям. В начале ноября 2018 года Арбитражный суд Татарстана начал рассматривать иск АСВ как об оспаривании передачи квартиры.
Речь идет о квартире на улице Тельмана, площадью 520 квадратных метров. Ориентировочная стоимость жилья составляет 130 миллионов рублей. Иск о признании недействительной передачи квартиры детям Мусина в суд поступил в сентябре.
Сам Мусин через представителя попросил суд отказать в удовлетворении иска. По словам ответчика, информации о неплатежеспособности экс-главы ТФБ на момент сделки о передаче квартиры не было. Кроме того, квартира на Тельмана, по словам банкрота, является единственным жильем семьи.
«Должник имеет сказать в данном случае следующее: его семья состоит из пяти человек: он, супруга и три дочери, две из них — несовершеннолетние. Все они проживают в городе Казани, дочери, те, что 2010 года рождения, посещают школу в городе Казани с самого первого класса. Школа в шаговой доступности. Иного недвижимого имущества, где он мог бы проживать со своей семьей, у должника не имеется», - заявила в суде представитель Мусина.