На этой неделе заместитель муфтия РТ Мансур Джалялетдинов заявил, что из 1511 зарегистрированных мечетей 60 работают без имамов, открываясь только на пятничную молитву или мусульманские праздники. Большинство из них находятся в селах дачного типа и не требуют постоянного пребывания религиозного деятеля. Однако проблема кадрового голода остро стоит перед Духовным управлением мусульман (ДУМ) республики.
«Проблемы обусловлены в основном финансовыми причинами – неопределенностью в зарплате, отсутствием жилья, каких-либо форм социальной защиты, в том числе пенсионных отчислений. При этом в довесок к финансовым проблемам существуют проблемы хозяйственно-бытового характера», - сообщила Inkazan руководитель пресс-службы ДУМ РТ Резеда Закирова.
Фактически имамы занимаются не только религиозной деятельностью, но и ищут средства для работы приходов и отвечают за содержание мечетей. Они же отвечают за организацию встреч, сельских собраний и мероприятий, проводят уроки татарского языка. При этом имамы не получают зарплату и живут либо на деньги, подаваемые махалля (прихожан – Inkazan), либо зарабатывают другими путями, например, фермерской деятельностью.
Ситуация не однородна. В ряде традиционно религиозных муниципалитетов, например, в Кукморском районе, имамы пользуются большой поддержкой населения. Как сообщила Inkazan Закирова, в целом уровень религиозности в обществе пока остается низким. Свою роль сыграл и процесс урбанизации, когда татары переезжали из сел в Казань. Сейчас значительно число жителей деревень – пенсионеры.
Средний возраст имамов в Татарстане - 65 лет. «Не все упирается в деньги: к нам года три назад отправили 6 молодых имамов, дали им зарплату в 15 тысяч рублей, место для проживания, но через два года все они уехали из деревни. Потому что нет среды, нет общения, в сельской местности остались лишь пенсионеры, нет возможности поговорить со сверстниками», - заявлял ранее главный казый РТ Джалиль Фазлыев.
В пресс-службе ДУМ РТ сообщили, что проблему нехватки кадров решают развитием системы мусульманского образования. В Татарстане 60% выпускников медресе работают по специальности. «ДУМ РТ также реализует систему аттестации и повышения квалификации имамов, грантовой поддержки сельских имамов», - заявила Inkazan Закирова.
По словам ректора Болгарской исламской академии Рафика Мухаметшина, в 9 медресе, Российском исламском университете (РИУ) и Болгарской исламской академии (БИА) учатся около 3 тысяч человек. «За несколько лет мы подготовили столько имамов, что на каждую мечеть пришлось бы, наверное, по 5−6 мулл», - цитировал слова Мухаметшина «Бизнес Онлайн».
Сегодня в Татарстане порядка 700 имамов не имеют религиозного образования, обучаясь на вечернем или заочном отделениях мусульманских учебных заведений. Фазлыев при этом заявлял, что образование для работы на селе не решающий фактор. Главное, по его словам, уметь найти общий язык с махалля и представителями местной власти.
Кроме того, муфтий РТ Камиль Самигуллин назвал приоритетной задачей повышение статуса имамов в обществе. «Благодаря реализации этих мер, число вакантных мест в сельских мечетях удалось сократить со 150 до 60», - заявили в пресс-службе ДУМ РТ. Ранее Самигуллин обсудил с главой комитета РТ по охране объектов культурного наследия Иваном Гущиным реконструкцию старинных мечетей. Неизвестно, усилит ли это дефицит имамов.
Проблема оттока жителей из сел и их нехватки рабочих рук касается не только управления. В Татарстане существует программа, направленная на привлечение кадров на село, которую курирует минсельхоз РТ. Аналогичная работа ведется в минздраве РТ, где не хватает как врачей первичного звена, так и специалистов.
В то же время Казанский Кремль готов рассмотреть программы по привлечению имамов на село, если с таковой выступит ДУМ РТ, заявила Inkazan официальный представитель Кремля Лилия Галимова. «Проблему, насколько я знаю, они (ДУМ — Inkazan) заострили. Они с этим работают каждый день. Если будет какая-то программа, то все возможно. Но инициатива должна исходить с их стороны», — сказала она.