Итоги года - 2018: инфраструктурные проекты

21 декабря 2018, 13:27
Inkazan подводит информационные итоги года, напоминая о наиболее резонансных событиях, которые освещались в публикациях издания.

Благоустройство набережной озера Кабан

В нынешнем году общественные пространства Татарстана благоустроили на рекордные 1,3 млрд рублей. Часть этой суммы пошла на обновление набережной Кабана. Концепцию изменения пространства выбрали еще в 2015 году. После этого год новостей о проекте не появлялось, пока Минниханов не раскритиковал власти Казани и свою помощницу Наталью Фишман.

На следующий же день первый этап работ пообещали завершить в 2016 году, однако процесс затянулся. Впоследствии глава комитета внешнего благоустройства исполкома Казани Игорь Куляжев объяснил это нехваткой денег и большим объемом работ, назвав проект «долговременным».

Однако ускориться все же пришлось. Несколько месяцев озеро вместе с тротуаром было огорожено забором. В этом году стройплощадку инспектировали чиновники, а весной оттуда вывезли 10 грузовиков мусора – объект предстояло открыть до начала чемпионата мира по футболу.

Набережную намеревались открыть 1 июня, но не успели. Забор с набережной убрали на следующий день после старта чемпионата — 15 июня. Официального или по крайней мере торжественного открытия одной из центральных площадок Казани не было. Однако Фишман провела для горожан несколько экскурсий, рассказав о концепции проекта.

Не успела набережная полноценно заработать, как здесь произошел первый инцидент. Девочка упала с пирса в воду. Единственное место с открытым доступом к воде пришлось оградить. Еще до открытия городские власти требовали сделать это, однако проектировщики понадеялись на благоразумие казанцев.

Но на этом беды набережной не закончились: через несколько дней после открытия посетители повредили светящиеся скамейки. Эти и другие акты вандализма на территории общественных пространств натолкнули дирекцию парков и скверов на мысль, что нужна постоянная охрана общественных пространств. На это ведомство попросило 90 млн рублей в год. Предложение пока обсуждается.

Несмотря на то, что сроки реализации проекта были затянуты, он получил хвалебные отзывы от властей республики и города, самих казанцев и приезжих. Набережную называли одной из лучших в России.

Однако на этом реконструкция набережной Кабана не закончена. Проект по благоустройству участка на улице Салимжанова вошел в планы на 2019 год. На высадку здесь прибрежной растительности, сооружение плавучей клумбы, смотровой лестницы Татарстан направит 596 млн рублей.

Проект развития исторического центра Казани

В этом году руководство республики озаботилось беспорядочной застройкой исторического центра Казани. Весной Минниханов поставил ультиматум: «В центре не будем больше строить ничего высотного». В этой части города начал действовать мораторий на возведение зданий. Это продлится до тех пор, пока не будет сформирована концепция устойчивого развития исторического поселения Казани.

Теперь рабочая группа разрабатывает каталог типовых решений: такие были распространены в Российской империи. Сохранившиеся исторические постройки Казани, появившиеся после разрушительного пожара 1842 года, в большинстве своем являются каменными зданиями из подобного «архитектурного» каталога.

Под особый контроль попадет территория вокруг Казанского Кремля, так как тот относится к объектам всемирного наследия ЮНЕСКО. О любом строительстве здесь должны знать федеральные минкульт и МИД, а также центр всемирного наследия. Правда, пока есть неточности: границы буферных зон Кремля размыты. Сейчас работа по их определению находится на стадии конкурсных процедур.

Летом начались экспертные обсуждения развития исторического центра. Планы амбициозные: возродить казанскую школу градостроительства с сочетанием реформаторского и консервативного стилей. Развитие территории планируют начать с 5 пилотных проектов: Ягодной слободы, Третьей горы, набережной Волги, улицы Хади Такташ и Кольца.

В сентябре исполком постановил подготовить проект планировки центра Казани, установив границы этой части города.

При этом эксперты просят власти переключиться с консервации объектов культурного наследия на их развитие. В Казани много сохраненных и восстановленных зданий, «но жизнь в них не начинается», отметили на одной из заседаний рабочей группы.

А в декабре недовольство по этому поводу выразил и Минниханов, обвинив главу комитета по сохранению культурного наследия Татарстана Ивана Гущина в излишней строгости к потенциальным инвесторам, которые хотят вкладываться в исторические здания. «Поведение ваших работников такое, как будто вы Брестская крепость, а инвестор — какие-то фашисты, которые хотят что-то у нас отобрать», — заявил он.

Сумма, которую затратят конкретно на проект «Центр», не называется. Однако общественности были предоставлены более общие данные: реализация всего нового генплана до 2035 года потребует 1,6 трлн рублей.

Документ, в который войдут и решения по центру, должны были принять в конце 2018 года. Но из-за изменения федерального законодательства потребовались доработки, и теперь это состоится в 2019-м.

Вахитовский холм

В первой половине года активно обсуждалась история с рассечением холма с памятником Мулануру Вахитову и проведения там тропинки к будущему торговому центру Espace от турецкого инвестора. В рамках реализации проекта предполагалось переселить шахматную школу им. Р.Г.Нежметдинова. При этом общественного обсуждения, как это обычно бывало, власти устраивать не планировали.

Проект встретил сопротивление как со стороны горожан, так и со стороны представителей руководства РТ. Казанцы создали петицию против застройки холма. Сын автора стоящего на нем памятника заявил, что перенос изваяния (а это тоже планировали сделать) нарушит авторские права. А помощник главы РТ Олеся Балтусова напомнила о нарушении зон охраны исторической части города.

В апреле ситуация накалилась: в соцсетях сообщали о начале земельных работ на холме. Но тревога оказалась ложной: рабочие лишь озеленяли территорию.

Консенсуса удалось достичь летом, когда турецкий проектировщик продемонстрировал доработанный проект. Разделения возвышенности на 2 части и переноса памятника Муллануру Вахитову не будет. Но шахматной школе придется переехать на улицу А.Еники. Эту редакцию проекта одобрил Минниханов.

Торговые центры

В Авиастроительном районе на пересечении улиц Миля и Виттера планируют построить самый большой в Казани торговый центр — «Авиатор». По площади он превзойдет ТЦ «Мега», который занимает 120 тысяч квадратных метров. Семейный торгово-развлекательный центр планировали строить на деньги из кармана частных инвесторов. Однако сейчас судьба проекта неизвестна.

Проект торгово-развлекательного комплекса в Авиастроительном районе анонсировали еще в 2016 году. Площадкой под строительство заявлялись бывшие земли ОАО «КМПО» по ул. Дементьева. Компания ООО «ТрейдСквер» планировала реконструировать заводские корпуса.

Однако проведенная прокуратурой проверка выявила, что у фирмы отсутствует разрешение на проведение работ по реконструкции объекта капстроительства. Инвестор пытался оспорить решение. Чем кончилась тяжба, неизвестно. Но работы не начинались.

В марте этого года в Кемерове сгорел ТЦ «Зимняя вишня», построенный на основе старых заводских корпусов. После этого о запрете перестройки промышленных площадей в площадки массового пребывания заговорили на федеральном уровне. Новостей о возведении «Авиатора» больше не появлялось.

Еще одной торговой площадкой в Авиастроительном районе на пересечении улиц Дементьева и Ижевская должен был стать ТЦ «Взлетный». Из-за участка, некогда служившего парковкой, разгорелся спор между властями городами и предпринимателем, который выкупил территорию. Прокуратура настаивала, что территорию захватили, а возведенные металлоконструкции незаконны. По решению суда их должны были снести, а на их месте возвести новые — для «Взлетного» площадью 2,2 тысячи кв.метров.

В ноябре под снос пошел птичий рынок на Белинского. Выкупившее земли ОО «Белый дом» намерено привести их к соответствию требованиям, которые предъявляются торговым площадкам. Торговцев «расселили» на Тэцевскую,8 и на Колхозный рынок. А на месте рынка в конце 2019 года вырастет торговый центр. Застройщик пообещал выделить под «птичью» часть более тысячи кв.метров.

Поступали и другие предложения, касающиеся розничной торговли. В феврале Минниханову рассказали о возможности построить в республике компактные розничные Metro. А под конец года строительный гипермаркет Castorama заявил о своем уходе с российского рынка, магазин будет закрыт и в Казани.

К строительству готовится турецкий инвестор, который возведет ТЦ Espace на Вахитовском холме.

«Дубравная» и вторая ветка метро

Через 7 лет после разработки проекта в Казани официально запустили станцию метро «Дубравная». Августовским утром выходного дня на значимое для города событие приехал глава Татарстана Рустам Минниханов, мэр столицы РТ Ильсур Метшин, первый президент республики Минтимер Шаймиев.

Тогда Минниханов пообещал, что, несмотря на финансовые сложности, «тихо-тихо», но все же будет построена и вторая ветка метрополитена. Сейчас станция «Дубравная» является завершающей на первой линии. При появлении второй она станет пересадочной.

Несмотря на желание властей продолжить строительство метро, для Казани это скорее имиджевый проект. Разработчики нового генерального плана города говорили, что из-за низкой загруженности он всегда будет дотационным. Главный архитектор Казани Татьяна Прокофьева допускала появление второй ветки, но только если ее профинансирует федеральный центр.

Тем временем исполком опубликовал названия еще не построенных станций первого участка новой линии: «Фучика», «10-й микрорайон», «100-летие ТАССР» и «Академика Сахарова». А осенью в материалах Госсовета РТ появилась информация, что с 2019 по 2021 год власти Татарстана намерены направить на строительство казанского метро 3 млрд рублей - по 1 млрд в год. Еще 1 млрд в строительство второй ветки метро инвестирует «ИКЕА», ведь прокладка линии начнется рядом с ТЦ «Мега».

При этом создание одной только «Дубравной» сопровождалось проблемами по срокам сдачи и финансированию. Уже сложно сказать, сколько раз за эти годы откладывали открытие станции. Первоначально запустить ее планировали сделать к Универсиаде-2013. В этом году дату четырежды пытались приурочить к значимым датам: День Победы, День России, ЧМ-2018 и День республики.

Генеральный директор АО «Казметрострой» Марат Рахимов оправдывался затяжной весной: из-за нее не смогли вовремя благоустроить прилегающую территорию. Но СМИ писали, что предприятию приходилось устранять недоделки ПСО «Казань» — генподрядчика строительства метро. Масла в огонь добавил и июньский иск татарстанского УФНС с требованием признать «Казметрострой» банкротом. Дело прекратили.

Пока строительство второй ветки в непонятном положении, республика решила заняться модернизацией существующих станций. В этом году их все оборудовали системой бесконтактной оплаты NFC.

Казанский зоопарк

В этой части статьи мы должны были бы писать об открытии «африканской» части казанского зоопарка — «Река Замбези». Оно было запланировано на третий квартал этого года. Но из-за очередного переноса сроков речь идет лишь о строительных подвижках.

Запланированное в 2016 году открытие теперь намечено на третий квартал 2019-го. И это только директивный срок. Миллиардным проектом занимается ПСО «Казань» депутата госсовета РТ Равиля Зиганшина. В компании настаивают, что событие отсрочили по объективным причинам: по пожеланиям кураторов животных доделывались проекты вольеров.

Основные работы на сегодня завершены. В ноябре готовность зоопарка была 93,9%. На этой стадии объект находится уже несколько месяцев: в июле минстрой РТ заявлял, что работы близятся к завершению. В этом году были закуплены животные для новой части зоопарка: обезьяны, антилопы, сурикаты, страусы. Пока они содержатся в действующем здании зооботсада.

Сейчас строящее сафари-парк ПСО судится с Федеральной налоговой службой, которая требует банкротства компании из-за долга в 1,9 млрд рублей. 20 декабря состоялось первое судебное заседание, где стороны договорились разойтись мирно.

Kazan Expo

В октябре под Казанью открыли выставочный комплекса Kazan Expo, который в следующем году станет основной площадкой чемпионата рабочих профессий WorldSkills. Это еще один проект компании Зиганшина. Тогда центр принял свою первую выставку. «Мы открываем Kazan Expo в рамках этого форума», — сказал на мероприятии Минниханов.

Изначально достроить комплекс должны были летом 2017 года. В августе прошлого года заявлялось, что он будет открыт целиком, а не частями весной этого года. Сроки не были выдержаны. А в преддверии старта выставки «Дороги-2018», на которой и выступал глава РТ, строительные работы перешли в круглосуточный режим.

Тем не менее, параллельно с мероприятием на объекте велись строительные работы, а новостей о вводе комплекса в эксплуатацию не появлялось. В октябре пресс-служба комплекса заявила, что состоялось только открытие выставки, а не самого объекта. Ситуацию прояснили в Казанском Кремле: Kazan Expo будут вводить системно.

В ходе его возведения у минстроя РТ к ПСО не было претензий, а представители WorldSkills International даже говорили, что работы идут с опережением графика. Сейчас в выставочном центре проводятся мероприятия. Когда откроются остальные части Kazan Expo, не сообщалось. Предположительно это случится до старта Worldskills, который пройдет с 22 по 27 августа 2019 года.

Загадкой остается окончательная стоимость объекта. Ни на открытии, ни позднее сумма не была озвучена. Глава минстроя РТ Ирек Файзуллин в 2016 году заявлял, что на возведение центра выделили 1,5 млрд рублей. Впоследствии на проведение чемпионата Москва направила 9,5 млрд рублей, в том числе на работу инфраструктуры и комплекса.

Изначально предполагалось, что Kazan Expo будет самоокупаемым. В августе Талия Минуллина, возглавляющая Агентство инвестиционного развития РТ, заявила, что с этим могут возникнуть проблемы. До этого самой большой управляемой Татарстаном площадкой была «Казанская ярмарка». Для окупаемости Kazan Expo придется сформировать пул ежегодных мероприятий для территории втрое больше нее.

ВСМ «Москва-Казань» и скоростная автотрасса

Этот год ознаменовался значительным количеством событий, связанных с высокоскоростной магистралью «Москва-Казань»: от утверждения проекта, планировавшегося с 2009 года, до сомнений в надобности его реализации.

На федеральном уровне уточнили сумму строительства московско-казанского участка: с 1,3 трлн ее подняли до 1,6 трлн рублей. Эта цифра и вошла в финансовую модель. В проектную документацию заложили и расчеты денег, которые понадобится для расселения 250 населенных пунктов.

В этом году также стала известна «рабочая» сумма скоростной автотрассы (120 км/ч) «Москва-Нижний Новгород-Казань» - автомобильной дороги-дублера ВСМ. По предварительным подсчетам, вся дорога обойдется в 650 млрд рублей, татарстанский участок — в 121 млрд рублей.

В октябре российское правительство окончательно утвердило план развития магистральной инфраструктуры, в которой включили строительство ВСМ и платного автобана.

А в ноябре СМИ сообщили, что президент РФ Владимир Путин засомневался в целесообразности магистрали, задавшись вопросом «нужна ли вообще ВСМ за такие деньги». Просочившуюся в СМИ информацию пытались опровергнуть, но косвенно она подтвердилась: по поручению президента минтранс РФ занялся анализом эффективности проекта.

Отчет пока не представлен, но уже поступают «звоночки» не в пользу ВСМ. В министерстве говорили, что из-за масштабного проекта придется пересматривать планы развития внутренней авиации, с которой ВСМ будет конкурировать за пассажиропоток. Также сообщали, что магистраль не окупится одними только билетами. А потом и вовсе предположили, что вместо ВСМ «Москва-Казань» лучше построить магистраль «Москва- Петербург».

В Татарстане считают, что проверка эффективности вполне логична. Но у властей республики нет опасений по этому поводу, заявили в Казанском Кремле. До конца года ожидается завершение проектирование участка Нижний Новгород-Казань. По мнению властей Татарстана, строительство должно начаться от столицы республики.

Пока минтранс просчитывает, нужна ли магистраль, РЖД наполняет новостную ленту вестями об инновационных вокзалах ВСМ, о концептах скоростных поездов, их производителях и интервалах курсирования составов. В Татарстане полагают, что со строительством ВСМ турпоток в республику может вырасти в 2-3, а то и в 5 раз.

Не теряют интерес к проекту и инвесторы. В марте на него обратила внимание Испания, в декабре — структуры олигарха Романа Абрамовича. Однако по последней информации, ВСМ запустят не раньше 2025 года, скоростная дорога появится в 2024 году. В то же время Счетная палата России сомневается, что автобан достроят в срок.

Собор Казанской иконы Божией матери и Соборная мечеть

В 2018 году строительные работы затронули и центральные религиозные объекты — собор Казанской иконы Божией матери и Соборную мечеть.

«Исправлением ошибок прошлого», как выразился председатель фонда «Возрождение» Минтимер Шаймиев, стало воссоздание христианского собора на улице Большой Красной. Раньше на этом месте стоял собор 16 века, но в советские годы он был взорван. На закладку первого камня приехал патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Его же пригласили на официальное открытие и освещение объекта.

Начавшуюся в 2016 году реконструкцию катакомб и строительство самого здания церкви продолжили и в этом году. К настоящему моменту уже возвели колонны и пять куполов, занялись фасадом, подготовили стену под иконостас. Открытие собора предполагалось в этом году, но из-за объема и сложности работ дату перенесли на 2020 год. В «Возрождении» признаются, что 2 года — это минимум. Все работы обошлись в 750 млн рублей.

Осенью татарстанцы попросили власти республики и ее столицы построить в центре Казани Соборную мечеть, потому что за пределами Кремля «не найти ни одной мечети, где можно было бы помолиться» большому количеству людей. Предложение приняли на карандаш, и вот уже появилась информация о возможных местах постройки: на месте обувной фабрики «Спартак», на берегу Казанки, в парке Тысячелетия.

А заместитель муфтия РТ сказал, что видит мечеть рядом с Национальным культурным центр «Казань» или на его месте. За какие деньги и кто будет возводить объект, неизвестно. Но, судя по словам Минниханова, строить будут не за казенные деньги.

Пороховой завод

Стала известна судьба самого аварийного предприятия в Приволжском федеральном округе – Казанского порохового завода. По итогам 2017 года он во второй раз стал лидером по числу ЧП на производстве.

В начале года получили развитие слухи о переезде завода в Удмуртию, на место, где раньше уничтожали химическое оружие. В феврале минпромторг РФ, занимающийся этим вопросом, доложил президенту о готовности закрыть казанское предприятие. Но приступить к производству в Удмуртии намеревались не сразу, а через 3-4 года.

В апреле подтверждение о закрытии поступило и от самого порохового завода. А осенью минпромторг определился: завод переедет не в соседнюю республику, а в Тульскую область. И это будет не совсем переезд, а, скорее, создание аналогичного производства. Принципиальное отличие — изношенное казанское оборудование не будут никуда везти.

Татарстанское производство будут сворачивать поэтапно, новое появится на Алексинском химкомбинате в 2023 году. Детали процесса обсуждались в том числе и во время декабрьского визита министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова.

Тем временем, на самом пороховом заводе улучшилась ситуация с «аварийной» статистикой. Громких ЧП зафиксировано не было. «Нет дерева, я бы постучал по нему, конечно», — прокомментировал изменения руководитель Ростехнадзора Алексей Алешин и связал изменения со сменой руководства на предприятии, которое внедрило новые технологии и сократило ручной труд.

Что же появится на месте порохового завода? Говорили и о новом высокотехнологичном, экологически безопасном предприятии и о жилой застройке. Однако последний вариант отклонили из-за неэффективности. Последнее, что предлагали, — технопарк или IT-парк. Но для широкой общественности вопрос все еще остается открытым.

Пороховой завод в Казани появился в 1788 году. На всем протяжении существования предприятие являлось стратегическим для оборонной промышленности страны. В то же время оно не раз становилось причиной масштабных пожаров в столице Татарстана.

О том, что оборудование завода, окруженного жилыми кварталами, морально устарело и может стать причиной аварии, за последние годы говорили не раз. Казанцы неоднократно пугались хлопков на территории Порохового завода, а ЧП на территории предприятия становились причиной гибели рабочих.

Уход предприятия из Казани, с одной стороны, освободит значительные площади в черте города, что может послужить толчком к его расширению и развитию. С другой стороны, это потеря республикой крупных оборонных заказов.

#Общество #Итоги года-2018 #Новости
Подпишитесь